Герб МарГУ
424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина 1
тел: +7 (8362) 688-002
e-mail: rector@marsu.ru

О ВУЗе

Марийский государственный университет - один из молодых классических университетов страны, крупный образовательный и научный центр Республики Марий Эл и Приволжского Федерального округа.

4 мая 1971 года министр высшего и среднего специального образования РСФСР В.Н.Столетов подписал приказ об организации в Йошкар-Оле университета, призванного восполнить острейший дефицит кадров для интенсивно развивающихся ведущих отраслей народного хозяйства республики: промышленности, строительства и сельского хозяйства.

Инициаторами создания вуза выступили первый секретарь Марийского обкома КПСС В.П.Никонов, председатель Президиума Верховного Совета МАССР П.А.Алмакаев и председателя Совета Министров республики Т.И.Горинов, которые в январе 1970 года обратились в ЦК КПСС и Совет Министров СССР с просьбой о создании первого на марийской земле университета. Их настойчивость, всесторонняя поддержка ЦК КПСС, союзного и российского правительств стали залогом успеха нового начинания. Уже в декабре была утверждена структура МарГУ в составе историко-филологического, биолого-химического, физико-математического, сельскохозяйственного факультетов, подготовительного отделения, 17 кафедр, научно-исследовательского сектора, 40 кабинетов и лабораторий; обучение планировалось вести по 10 специальностям. Одновременно развернулось строительство учебных корпусов, жилого дома для преподавателей.

Занятия студентов сельскохозяйственного факультета, временно размещенного в Марийском политехническом институте, начались 1 сентября 1971 года; спустя год, к учебе приступили и студенты других факультетов. В декабре 1971 года открылось подготовительное отделение. С января 1972 года факультет естествознания Марпединститута был передан МарГУ и преобразован в биолого-химический факультет.

В течение 1971 года Правительство республики передало университету два бывших здания Дома Советов. Летом 1972 года во вновь построенном типовом здании средней школы разместились биолого-химический и сельскохозяйственный факультеты. По решению бюро обкома КПСС десятки предприятий городов Йошкар-Олы и Волжска по спецзаказам занимались оснащением оборудованием, мебелью, инвентарем - всем необходимым для организации учебного процесса. Для размещения студентов университету было передано в аренду строящееся здание общежития Марпединститута. Педагогический и политехнический институты поделились с МарГУ своими учеными. В комплектовании нашей библиотеки участвовало более 20 вузов страны, в том числе Риги, Львова, Кишинева, Одессы, Саранска, Петрозаводска, Алма-Аты, Перми, Казани, Кирова, Москвы.

Руководство республики помогло укомплектовать факультеты и кафедры опытными кадрами руководителей.

Население республики, особенно сельское, ждало открытия университета. Его ожидания вполне оправдались - по результатам первых приемных экзаменов было рекомендовано к зачислению 274 абитуриента (из 425) из сельской местности, или более 64 процентов общего приема, две трети первокурсников - дети рабочих и колхозников.

25 ноября 1972 года состоялись торжества по случаю официального открытия МарГУ. К 50-летию великой страны – СССР – Марийская республика, народ ее получили в подарок классический университет.

Марийский государственный университет, развивающийся с момента основания как крупный республиканский и региональный учебно-научный и культурный центр, осуществляет подготовку специалистов с фундаментальным образованием по приоритетным направлениям науки и технологий. Ныне мы видим свою миссию в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства в области фундаментальной и прикладной науки, сохранении лидерства в модернизации системы образования в республике, в активном влиянии на социально-экономическое и культурное развитие Республики Марий Эл и региона, в гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений.

Деятельность университета осуществлялся в соответствии с Федеральной программой развития образования на 2006-2010 годы, регламентируемой Концепцией стратегического развития МарГУ на период до 2010 года, Целевой программой духовно-нравственного воспитания «Студенческий мир». Согласно Концепции, главная цель вуза - подготовка квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В настоящее время вуз готовит кадры по девяти направлениям: физико-математические, естественные, гуманитарные науки; образование и педагогика; культура и искусство; экономика и управление; сельское и рыбное хозяйство; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.

Непрерывность образования обеспечивается многоступенчатой системой подготовки кадров на основе реализации программ:

• среднего общего и профессионального образования через многопрофильный и политехнический лицеи, интернат для одаренных детей, лингвистическую школу, профильные классы в школах республики и колледж МарГУ;

• высшего профессионального образования, осуществляемого по двум 61 специальности и 42 направлениям подготовки;

• послевузовского образования - через аспирантуру и докторантуру;

• дополнительного образования, осуществляемого ФДПО, институтом открытого образования и информационных систем, региональным центром повышения квалификации и подготовки кадров, центром экономических исследований, российско-американский центром и др.

В университете ведется обучение педагогов в области инновационных педагогических, информационно-коммуникационных технологий, реализуется Президентская программа профессиональной подготовки управленческих кадров в консорциуме с МЭСИ.

В вузе создан солидный научный потенциал. Научные исследования ведутся по 14 направлениям гуманитарного, естественно-математического и технического профилей. Общий объем финансирования исследований за последние годы увеличился в два раза; более половины средств идет на фундаментальные НИР; ведутся исследования по грантам РФФИ и РГНФ, местным грантам и хоздоговорам. Научно-исследовательская работа выполняется по более чем 60-ти темам на базе кафедр, 13 лабораторий и 9 научных центров. В последние годы ежегодно издается в среднем по 20–25 монографий, 17–20 сборников научных трудов, 60–65 учебников и учебных пособий. Ученые университета стали лауреатами международных, всероссийских и республиканских конкурсов на лучшую научную и учебную книгу. Среди научной общественности пользуются авторитетом ежегодники «Марийский археографический вестник» и «Марийский юридический вестник», издаваемые историко-филологическим и юридическим факультетами.

Подготовка научных кадров ведется по 49 специальностям в аспирантуре и по 7 - в докторантуре; работают три докторских диссертационных совета. МарГУ является соучредителем четырех объединенных специализированных советов. В системе послевузовского образования сегодня обучаются 238 аспирантов и соискателей, 6 докторантов.

Ежегодно проводится 15-20 научных конференций, включая международные, всероссийские, традиционные преподавательские и студенческие конференции по итогам научно-исследовательской работы за год.

С каждым годом усиливается роль университета в формировании политики, направленной на ускоренное развитие высшей школы республики, Приволжского федерального округа, страны. МарГУ является одним из основных организаторов работы совета ректоров вузов Республики Марий Эл, членом Евразийской и Поволжской ассоциаций классических университетов. Осенью 2005 года МарГУ был включен в Ассоциацию классических университетов России, критериальные показатели для принятия в которую существенно превышают те, которые установлены при аттестации вуза. Это большой успех коллектива университета, высокое признание его заслуг.

Университет является признанным центром финно-угроведения, формирующим дружественные отношения между народами, странами и государствами. Занимая лидирующие позиции в мировом финноугроведении, наш вуз установил особо тесные контакты с зарубежными финно-угорскими научными и образовательными центрами: университетами, институтами, кафедрами Финляндии (Турку, Хельсинки), Эстонии (Тарту, Таллинн), Венгрии (Будапешт, Сомбатхей), с обществом М. Кастрена (Финляндия). Марийский государственный университет является одним из учредителей Ассоциации финно-угорских университетов, в состав которой входят Мордовский, Марийский, Сыктывкарский, Югорский, Петрозаводский, Удмуртский государственные университеты, университет Западной Венгрии.

Утвердившийся статус МарГУ в финно-угорском мире упрочил кон­такты с финно-угор­скими регионами России, с марийцами, компактно проживающими в Баш­кортостане, Татарстане, Удмуртии, Кировской, Свердловской и Нижего­родской областях. На базе универси­тета в 2005 году состоялся X Между­народный конгресс финно-угроведов и в 2006 году - XXII Международная финно-угорская студенческая кон­ференция.

Многоплановые профессио­нальные отношения университета с зарубежными образовательными учреждениями, организациями вно­сят свой вклад в процесс интеграции высшей школы России в мировое образовательное пространство, гу­манизацию образования.

Марийский государственный университет сегодня является признанным центром образования, науки и культуры. В нем 10 факуль­тетов, 6 институтов, более 9 тысяч сту­дентов, высокопрофессиональный коллектив профессоров, преподава­телей и научных сотрудников, на­считывающий около 900 преподава­телей, в том числе 124 доктора наук и профессора, свыше 560 кандидатов наук и доцентов.

Создание Марийского государственного университета явилось признанием места и роли Марийской АССР в братской семье советских народов, Его становление знаменовало собой новый этап в умножении интеллектуального потенциала республики, выдвинуло ее в один ряд с признанными центрами экономического, социального, культурного развития страны и, пожалуй, самое главное - повысило национальное самосознание народа. Конечно, университет создавался упорным трудом его ученых, сотрудников. И в то же время он является детищем, любовно выпестованным всей республикой, ее многонациональным народом, ее руководством. Мы испытываем их повседневное внимание, уважительное отношение к себе, постоянное стремление помочь нам, искреннее желание поддержать нас. Все это повышает нашу ответственность перед общественностью республики, вдохновляет нас трудиться еще активнее, результативнее на благо республики и всей нашей великой родины - России.