Герб МарГУ
424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина 1
тел: +7 (8362) 688-002
e-mail: rector@marsu.ru

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Правила пользования библиотекой Марийского госуниверситета разработаны в соответствии с законами Российской Федерации, документами по библиотечному делу и другими нормативными актами органов управления учебными заведениями.
1.2. Библиотека МарГУ, являясь структурным подразделением университета, обеспечивает полное, оперативное и экономичное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание студентов, аспирантов, докторантов, научных работников, преподавателей, инженерно-технического персонала и других категорий сотрудников университета в соответствии с информационными запросами на основе широкого доступа к фондам.
1.3. Фонд библиотеки находится под охраной государства.
1.4. Основные библиотечные услуги предоставляются читателям бесплатно. Дополнительные платные услуги предоставляются согласно действующим перечням и прейскурантам.
1.5. Право пользования библиотекой предоставляется всем категориям сотрудников университета. Сотрудники сторонних организаций имеют право пользоваться фондами библиотеки только в читальных залах.

2. ЧИТАТЕЛИ, ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
2.1. Читатели высшего учебного заведения (студенты, учащиеся, аспиранты, профессорско-преподавательский состав, научные работники, сотрудники) имеют право:
- бесплатно пользоваться основными видами библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотекой;
- получать книги и другие источники информации на всех абонементах библиотеки и продлевать срок их пользования;
- получать из фонда библиотеки для временного пользования в читальных залах любые издания, неопубликованные документы или их копии;
- получать полную информацию о составе фондов библиотеки через систему каталогов и картотек и другие формы библиотечного информирования;
- получать консультативную помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать необходимое издание по межбиблиотечному абонементу.
2.2. Дополнительные услуги читатели могут получить за плату, согласно "Перечня платных услуг, предоставляемых библиотекой МарГУ".
2.2.1. Студентам других вузов и ссузов города предоставляется право единого бесплатного обслуживания в читальных залах или по договорам. Учащиеся школ обслуживаются на платной основе в читальных залах.
2.3. Читатели обязаны бережно относиться к книгам, другим произведениям печати и иным материалам, полученным из фондов библиотеки; возвращать их в установленные сроки; не выносить их из помещения библиотек
и, если они не записаны в читательском формуляре или других учетных документах; не делать в них пометок, подчеркиваний; не вырывать и не загибать страниц; не нарушать расстановки в фондах открытого доступа; не вынимать карточки из каталогов и картотек.
При нарушении правил обращения читателей с документами к нарушителям применяются меры по экономической защите библиотечного фонда согласно приказа ректора № 107-А от 3 декабря 1997 г.
2.4. При получении книг, других произведений печати и иных материалов читатели должны тщательно просмотреть издания и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщить об этом дежурному библиотекарю, в противном случае, ответственность за порчу документов несет читатель, пользовавшийся изданием последним.
2.4.1. Не подлежит выдаче на дом последний и единственный экземпляры издания, хранящегося в фонде библиотеки.
2.5. Читатели обязаны строго соблюдать сроки пользования документами. За несоблюдение сроков пользования читатель обязан уплатить штраф согласно "Инструкции о порядке взимания пеней за нарушение сроков пользования литературой в библиотеке" от 20.02.94 г.
2.6. Читатели обязаны бережно обращаться с читательским билетом. Категорически запрещается передавать читательский билет другому лицу, а также пользоваться чужим читательским билетом.
В случае нарушения этого правила читатели лишаются права пользования библиотекой на срок, определенный администрацией библиотеки.
За несоблюдение сроков пользования документами и правилами пользования читательским билетом к читателю применяются меры по экономической защите библиотечного фонда согласно приказа ректора № 107-А от 3 декабря 1997 г.
2.7. Преподаватели и сотрудники должны в начале каждого учебного года перерегистрировать читательские билеты с предъявлением всех числящихся за ними документов. Студенты в конце учебного года обязаны сдать все взятые ими книги и другие материалы. В сентябре студенты проходят перерегистрацию. Читатели, не прошедшие перерегистрацию, библиотекой не обслуживаются.
2.8. При выбытии из вуза читатели обязаны вернуть в библиотеку числящиеся за ними издания и сдать читательские билеты.
2.9. Читатели, нарушившие правила пользования или причинившие библиотеке ущерб, несут административную, гражданско-правовую (материальную) или уголовную ответственность в формах, предусмотренных действующим законодательством, Положением и Правилами пользования библиотекой.
2.10. Читатели, ответственные за утрату или неумышленную порчу изданий, обязаны заменить их такими же изданиями, или копиями, или признанными библиотекой равноценными, а при невозможности замены - возместить реальную рыночную стоимость изданий.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ.
3.1. Библиотека в своей деятельности обеспечивает реализацию прав читателей, установленных пунктами 2.1. и 2.2.
3.2. Библиотека обслуживает читателей в соответствии с Положением и Правилами пользования.
3.3. Не допускается ограничение читателей на свободный доступ к документам, хранящимся в библиотеке.
3.4. Библиотека обязана:
- Соблюдать в своей деятельности политический нейтралитет в отношении партий и общественных движений, руководствоваться принципами гуманизма, политического и идеологического плюрализма.
- Информировать читателей о всех видах предоставляемых библиотекой услуг.
- Обеспечить читателям возможность пользоваться всеми фондами библиотеки.
- Популяризировать свои фонды и предоставляемые услуги, развивать и поощрять интерес к книгам.
- Совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей, внедряя компьютеризацию и передовую технологию.
- В случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых читателям изданий запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.
- Обеспечивать высокую культуру обслуживания: оказывать читателям помощь в выборе необходимых произведений печати и иных материалов, проводя устные консультации, предоставляя в их пользование каталоги, картотеки и иные формы информирования, организуя книжные выставки, библиографические обзоры, дни информации и кафедр и другие мероприятия.
- Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фонде книг, других произведений печати и иных материалов в соответствии с установленными правилами.
- Нести ответственность за сохранность своих книжных фондов, являющихся частью национального культурного достояния.
- Осуществлять постоянный контроль за возвращением в библиотеку выданных книг, других произведений печати и иных материалов, применяя штрафные санкции к читателям, не возвратившим в установленный правилами срок литературу.
- Создавать и поддерживать в библиотеке комфортные условия для работы читателей.
- Отчитываться в своей деятельности перед читателями, в соответствии с уставом и установленными правилами.

4. ПОРЯДОК ЗАПИСИ ЧИТАТЕЛЕЙ В БИБЛИОТЕКУ.
4.1. Запись читателя в библиотеку производится на абонементе учебной литературы по предъявлению удостоверения личности. На студентов нового набора читательские формуляры заполняются на основании приказов ректора о зачислении в университет. На этом ос-новании им выдается единый читательский билет и заполняется читательский формуляр.
4.1.1. При записи в библиотеку читатели должны ознакомиться с правилами пользования и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью на читательском билете и читательском формуляре.
4.2. Обслуживание читателей на всех пунктах выдачи осуществляется только по предъявлению читательского билета. Студенты заочного отделения обслуживаются по предъявлению студенческого билета.
4.3. Запись читателя во всех остальных пунктах выдачи производиться на основе читательского билета (для студентов-заочников - студенческого билета).

5. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИТАЛЬНЫМИ ЗАЛАМИ.
5.1. Выдача книг в читальных залах производится студентам дневного обучения и читателям-специалистам по читательскому билету, студентам заочного обучения по студенческому билету. Сторонние читатели обслуживаются по документу, удостоверяющему их личность.
Обслуживание аспирантов (дневного и заочного отделений), студентов, получающих дополнительное образование и дистанционного обучения производится по временному читательскому билету, выдаваемому на пунктах выдачи.
5.2. При заказе литературы читатели заполняют читательское требование и по получении изданий расписываются на книжном формуляре. Книжный формуляр и читательское требование являются документами, удостоверяющими дату и факт выдачи читателю и приема библиотекарем книг и других произведений печати.
5.3. Число книг, других произведений печати и иных материалов, выдаваемых в читальных залах, как правило, не ограничивается. При наличии единовременного повышенного спроса число выдаваемых экземпляров может быть ограничено (по решению администрации библиотеки).
5.4. Литература, выданная в читальный зал из основного книгохранилища, может быть забронирована на определенный срок.
5.5. Энциклопедии, справочные издания, редкие и ценные книги, а также издания, получаемые по МБА, выдаются только в читальном зале.
5.6. Литература из читального зала может быть выдана читателям на дом согласно "Положения о "ночном абонементе" в библиотеке МарГУ" от 30.05.2003 г.
5.7. Выносить литературу из читальных залов запрещено. В случае нарушения этого правила читатели могут быть лишены права пользования библиотекой на срок, определяемый администрацией библиотеки.

6. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ АБОНЕМЕНТОМ.
6.1. Обслуживание читателей на всех пунктах выдачи осуществляется только по предъявлению читательского билета. Студенты заочного отделения обслуживаются по предъявлению студенческого билета.
Студенты заочного отделения получают литературу по предъявлению зачетной книжки.
6.2. Срок пользования литературой:
- научная литература выдается сроком на 2 недели в следующем количестве: до 15 экз. профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам; студентам-дипломникам до 10 экземпляров; другим категориям читателей до 5 экз.
- учебная литература выдается на семестр или учебный год в количестве, определяемом в соответствии с учебными планами и программами.
- художественная литература выдается в количестве не более 3 экземпляров на срок до 15 дней; текущие периодические издания - сроком на неделю.
- литература повышенного спроса выдается сроком до 3 дней, обслуживание производится по принципу "краткосрочного абонемента" бесплатно.
6.3. Читатели могут продлить срок пользования взятыми на дом книгами, другими произведениями печати и иными материалами, если на них нет спроса со стороны других читателей.
6.4. Литература для использования на групповых занятиях выдается на абонементе под расписку дежурного студента по читательскому билету.
6.5. Литература повышенного спроса или приобретенная на средства коммерческого набора, выдается сроком от 1 до 7 дней согласно "Перечня платных услуг библиотеки" с индексацией стоимости в зависимости от срока пользования.
6.6. Студенты заочного обучения и сторонние читатели получают литературу на основе денежного залога.
6.7. Читатели могут продлить срок пользования взятыми на дом документами, если на них нет спроса со стороны других читателей, в установленном порядке.