Герб МарГУ
424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина 1
тел: +7 (8362) 688-002
e-mail: rector@marsu.ru

Бирюкова Наталья Алексеевна

Преподаваемые курсы

  • Педагогика
  • Психология и педагогика высшей школы
  • Основы психолого-педагогических исследований

Время и место проведения консультаций:

Четверг 13.30-15.00, кафедра педагогики

Написать письмо

Бирюкова Наталья Алексеевна

Доцент кафедры педагогики и образовательных систем, кандидат педагогических наук

Электронная почта: pedagog-108@marsu.ru

Номер телефона: 9-802-326-9780

Образование и ученая степень, звание:
  • Факультет иностранных языков Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской (1979) по специальности «Английский и немецкий язык» с присвоением квалификации «Учитель английского и немецкого языка»
  • Кандидат педагогических наук (1988), доцент (1996)

Знание языков: английский, немецкий

Стаж педагогической деятельности: c 1982 года

Научные интересы:
  • Теория и практика образования взрослых
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Сравнительная педагогика.

Основные публикации:

Учебники и учебные пособия:

  • Бирюкова Н.А., Чулкова Р.Г. Управление образовательными системами. Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. 140 с.
  • Бирюкова, Н.А. Образование взрослых: англо-русский терминологический словарь. Йошкар-Ола: МарГУ, 2006. 114 с.
  • Бирюкова Н.А., Валькова Н.А., Нестерова И.Б. Психология и педагогика для студентов экономических специальностей. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. 150 с.
  • Бирюкова Н.А., Шишкина О.В. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. 230 с.
  • Бирюкова Н.А., Чулкова Р.Г., Курочкина Л.В. Технологии организации деятельности классного руководителя в современной школе: учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. 160 с.
  • Бирюкова Н.А., Чулкова Р.Г. Управление образовательными системами: уч.-метод. пособие – Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 140 с.
  • Бирюкова, Н.А., Савиных Е.Г., Филатова А.В. Образование взрослых: англо-русский терминологический словарь. – Йошкар-Ола, 2006. – 114 с.
  • Бирюкова Н.А., Валькова Н.А., Нестерова И.Б. Психология и педагогика для студентов экономических специальностей. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. 150 с.
  • Бирюкова, Н.А. Программа учебного курса «Теория непрерывного образования» // Подготовка преподавателя высшей школы в системе дополнительного профессионального образования: уч.-метод. пособие. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. – С. 39-48.
  • Бирюкова, Н.А., Масленикова Ю.В. Изучаем английский, играя: пособие для учителя. – Йошкар-Ола: МарГУ, 1998. – 68 с.

Статьи в научных журналах:

  • Профессионально-личностные характеристики преподавателя сферы образования взрослых // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2011. №4. С. 56-62.
  • Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в условиях социального партнерства вуза и школы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2011. №1. С. 18-22.
  • Особенности реализации функций классического университета в современных условиях // Вестник Чувашского государственно-го педагогического университета им И.Я. Яковлева. 2010 г. № 3 (67). - Т. 2. С. 33-39.
  • Взрослый в системе непрерывного образования: аспект андрагогической поддержки // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». 2009 г. № 4. С. 11-14.
  • Концепция непрерывного учения как теоретическая база образования взрослых в Европе // Сибирский педагогический журнал. – 2009. № 4. С. 346-354.
  • Основные этапы развития американской системы образования взрослых в 20 веке // Казанский педагогический журнал. 2009. № 1. С.119-125.
  • Подготовка преподавателя сферы образования взрослых как актуальная педагогическая проблема // Казанский педагогический журнал. – 2008. - № 1. - С. 45-51.
  • Бирюкова Н.А., Кондратенко И.Б. Педагогические условия формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №9. - С. 62-64
  • Бирюкова, Н.А., Спесивцева, Н.В. Формирование андрагогической готовности будущих библиотечно-информационных работников в вузе // Казанский педагогический журнал. – 2013. - №6. - С.86 -90.
  • Бирюкова, Н.А. Профессионально-личностные характеристики преподавателя сферы образования взрослых // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». - 2011. – № 4. – С. 56-62.
  • Бирюкова Н.А. Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в условиях социального партнерства вуза и школы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – 2011 г. - № 1. - С. 18-22.
  • Бирюкова, Н.А. Особенности реализации функций классического университета в современных условиях // Вестник Чувашского государственного педагогического университет им. И.Я. Яковлева. – 2010 г. - № 3 (67). - Т.2. – С.33-39.
  • Бирюкова, Н.А. Взрослый в системе непрерывного образования: аспект андрагогической поддержки // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – 2009 г. - № 4. – С. 11-14.
  • Бирюкова, Н.А. Концепция непрерывного учения как теоретическая база образования взрослых в Европе // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №4. – С.346-354.
  • Бирюкова, Н.А. Образование взрослых в американском университете // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 5. – С. 85-91.
  • Бирюкова, Н.А. Подготовка преподавателя сферы образования взрослых как актуальная педагогическая проблема // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 1. – С. 45-51.
  • Бирюкова, Н.А. Реализация андрагогических принципов обучения взрослых в системе непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 15. – С. 4-9.

Статьи в профессиональных журналах:

  • Философские подходы к образованию взрослых в США // Историко-педагогический журнал. 2011. № 2. С.66-75.
  • Адаптивная образовательная среда как условие профессионально-личностного роста взрослого в процессе непрерывного образования // Педагогика ХХI. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010. – Т. 2. – С. 78-86.
  • Подготовка преподавателя высшей школы: опыт регионального университета // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: мат. Второго Междунар. конгресса. – Минск, 2008. – С. 127-135.
  • Бирюкова Н.А. Преподаватель сферы образования взрослых: международный опыт подготовки // Образование взрослых за рубежом: взгляд из России: сборник статей. Йошкар-Ола, МарГУ, 2016. С. 164-194.
  • Морова Н.С., Бирюкова Н.А., Лежнина Л.В., Домрачева С.А. Развитие культурного разнообразия и толерантности в полиэтническом регионе: на примере Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 56-61.
  • Andreeva I.N., Biryukova N.A., Kondratenko E.V., Kurochkina L.V., Badyina K.U. Pedagogical supervision of pupils as the function of a contemporary form-master // Mideterranian Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. №3 S7. Pp.27-32. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n3s7p27
  • Morova N.S., Lezhnina L.V., Biryukova N.A., Domracheva S.A., Makarova O.A. Diversity and Tolerance in a Multi-Ethnic Region of Mari El Republic, Russia // Review of European Studies. Canadian Center of Science and Education, 2015. Vol. 7. No. 8. Pp. 171-181. DOI: 10.5539/res.v7n8p171
  • Biryukova N.A., Yakovleva S.L., Kolesova T.V., Lezhnina L.V., Kuragina A.A. Understanding Adult Learners as a Core Principle of Effective ESL-Educators // Review of European Studies. Canadian Center of Science and Education, 2015. Vol. 7. No. 8. Pp. 147-155. DOI: 10.5539/res.v7n8p147
  • Бирюкова Н.А., Красильникова Н.В. Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2014. - № 14. С. 138-142.
  • Бирюкова Н.А. Обучение студентов иностранному языку в условиях интернационализации высшего образования // Новый университет. Серия "Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук". № 7 (40), 2014. С. 19-23.
  • Бирюкова Н.А. Технологии обучения взрослых в информационно-образовательной среде вуза // Инновационная деятельность в системе образования: монография. Ч.VII. Научн. ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. - Москва: издат. «Перо», 2013. - С. 39-58.
  • Бирюкова Н.А. Педагогические условия подготовки будущего учителя к непрерывному образованию // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Международная научно-практическая конференция. – М.: РУДН, 2011. - С. 128-131.
  • Бирюкова Н.А. Адаптивная образовательная среда как условие профессионально-личностного роста взрослого в процессе непрерывного образования // Педагогика ХХI. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010. – Т. 2. – С. 78-86.
  • Бирюкова Н.А. Подготовка преподавателя высшей школы: опыт регионального университета // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: мат. Второго Междунар. конгресса. – Минск, 2008. – С. 127-135.

Главы в монографиях и сборниках научных трудов:

  • Непрерывное образование учителя: сущность, функции, особенности // Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования: колл. монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. С. 226-240.
  • Бирюкова, Н.А., Яковлева С.Л. Формирование социальной мобильности личности в высшей школе (на примере иностранного языка): монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. 188 с.
  • Бирюкова Н.А., Филатова А.В. Обучение взрослых: теория и практика андрагогической поддержки: монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2007. 124 с.
  • Инновационные технологии в обучении иностранному языку в университете: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой, Т.В. Колесовой - Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. – 246 с.
  • Технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в современном вузе: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой, С.Н. Федоровой. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. – 280 с.
  • Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. - 283 с.
  • Бирюкова, Н.А., Яковлева С.Л. Формирование социальной мобильности личности в высшей школе (на примере иностранного языка): монография – Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. – 188 с.
  • Университет как центр непрерывного образования: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. – 220 с.
  • Бирюкова, Н.А., Филатова А.В. Обучение взрослых: теория и практика андрагогической поддержки: монограф. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2007. – 124 с.
  • Бирюкова Н.А., Шишкина О.В. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. - 230 с.
  • Бирюкова, Н.А., Царегородцева Т.А. Аспирантура в системе непрерывного образования: подготовка преподавателя высшей школы: монограф. – Йошкар-Ола, 2003. – 131 с.
  • Бирюкова, Н.А. Теория и практика эффективного взаимодействия субъектов непрерывного профессионального образования (начальный этап): монография / Н.А. Бирюкова. – Йошкар-Ола: МарГУ, 1999. – 110 с.

Награды и гранты:

  • Почетная грамота Марийского государственного университета (2007).
  • Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2008).
  • Почетная грамота Государственного собрания Республики Марий Эл (2012).

Другая профессиональная деятельность:

  • Руководитель аспирантуры по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.
  • Член-корреспондент Международной Академии Акмеологических наук; член Между-народного Общества сравнительного образования взрослых; иностранный член Американской Ассоциации продолженного образования.
  • Директор Центра инновационных педагогических технологий МарГУ.
  • Исполнитель гранта Европейского Союза № 544410-TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPHES «Actions of Lifelong Learning addressing Multicultural Education and Tolerance in Russia» (Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России) (2013-2016 гг.). Руководитель - Н.С. Морова, д.п.н, профессор.
  • Исполнитель гранта РГНФ № 15-16-12601 «Дополнительное образование взрослых в Республике Марий Эл: мониторинг социальных потребностей и качества образовательных услуг» (2015 г.). Руководитель - С.А. Домрачева, к.п.н, доцент. *Руководитель гранта Министерства образования и науки РФ (государственное задание на оказание услуг) № 6.8107.2013 "Формирование готовности преподавателей вуза к использованию инновационных образовательных технологий" (2013 г.).
  • Руководитель гранта Министерства образования и науки РФ (государственное задание на оказание услуг) № 6.2062.2011 "Исследование особенностей формирования социальной мобильности студентов национального вуза" (2010-2012 гг.).
  • Руководитель аспирантуры по специальностям 13.00.01 и 13.00.08.
  • Член Республиканского Совета по непрерывному педагогическому образованию Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
  • Член редакционной коллегии научного журнала "Вестник Марийского государственного университета".
  • Председатель оргкомитета Региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов "Человек в современном социуме: научный поиск молодых" (2009-2014 гг).
  • Научный руководитель экспериментальной площадки МарГУ "Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в условиях социального партнерства университета и образовательных учреждений Республики Марий Эл" (2010-2013 гг).
  • Руководитель научно-образовательного Центра инновационных педагогических технологий института педагогики и психологии МарГУ.
  • Научный руководитель программ дополнительного профессионального образования "Преподаватель", "Преподаватель высшей школы", "Работник сферы государственной молодежной политики".
  • Член Международного Общества сравнительного образования взрослых.