Герб МарГУ
424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина 1
тел: +7 (8362) 688-002
e-mail: rector@marsu.ru

Федорова Светлана Николаевна

Преподаваемые курсы

  • Педагогика среднего профессионального образования
  • Технологии профессионального образования
  • Этнопедагогика
  • Этнопсихология
  • Этнокультурная компетентность социального педагога

Время и место проведения консультаций:

  • среда с 13.00 до 15.00 ул. Кремлевская, д.44, каб. 343, корпус «П» МарГУ

Написать письмо

Федорова Светлана Николаевна

Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Электронная почта: svetfed65@rambler.ru

Номер телефона: 68-79-76

Образование и ученая степень, звание:
  • МГПИ им.Н.К.Крупской (1987)
  • Кандидат педагогических наук (1998)
  • Доктор педагогических наук (2007)

Общий стаж работы: c 1986 года

Стаж педагогической деятельности: c 1986 года

Стаж работы по специальности: c 1986 года

Научные интересы:
  • Этнопедагогика
  • Этнопсихология
  • Педагогика межнационального общения
  • Межкультурная коммуникация,
  • Этнокультурология
  • Технологии профессионального образования
  • Этнопедагогика, этнопсихология, педагогика межнационального общения, этнокультурология, кросс-культурное корпоративное управление, этнокультурная компетентность педагога, технологии профессионального образования

Количество опубликованных работ: 190

Основные публикации:

  • Автор около 300 научных и учебных публикаций, в том числе: 18 монографий, 15 статей в рекомендованных ВАК РФ изданиях, 3 статьи в базе данных Scopus, 25 статей в центральных журналах («Педагогика», «Наука и школа», «Регионология») и за рубежом (Казахстан, Молдавия, Турция), 3 Свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ (№2013613375 Электронный образовательный ресурс «Празднично-обрядовая культура русского, марийского, татарского народов Республики Марий Эл», №2014616560 Электронное учебное пособие «Виртуальная речевая академия дошкольника», Электронный образовательный ресурс «Этнопутешествие по Республике Марий Эл»), 32 учебно-методических пособия, 20 статей в специализированных журналах и др.
  • Количество публикаций, зарегистрированных на сайте http://elibrary.ru/authors.asp - 60. Количество цитирований - 111, индекс Хирша – 6.

Учебники и учебные пособия:

  • Педагогическая деятельность в контексте этнокультурного анализа (компетентностный подход): Учеб. пос. – Й-Ола: ООО «Стринг», 2004. - 116с. (7,2 п.л.).
  • Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие / С.Н.Федорова. – М.: ФОРУМ, 2011. – 176с. – (Высшее образование). (11 п.л.).

Статьи в научных журналах:

  • Профессиональная культура педагога // Педагогика. 2006. №2. – С.65 - 70. (0,4 п.л.).
  • Профессионализм этнокультурной деятельности педагога // Наука и школа. 2006. №2. – С.6 -10. (0,4 п.л.).
  • Этнопсихологические особенности марийского этноса в профессиональной деятельности педагога // Регионология. 2006. №2. – С.129-140. (0,8 п.л.).
  • Психолого-педагогическое сопровождение этнокультурного развития детей в условиях семьи // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я.Яковлева. 2011. №4 (72). Ч.2. – С.174-181. (0,5 п.л.).
  • Специфика проявления этнической идентичности мари и процесс ее формирования // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – Вып.1.1. - С. 174-179. (0,38 п.л.).
  • Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. №4 (11). - С.54-57 (0,25 п.л.).
  • Использование этнокультурных образовательных технологий в формировании чувств гражданственности и патриотизма у будущих педагогов и этнокультурологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. №4 (11). - С.189-193. (0,38 п.л.).
  • Языковая компетенция будущих педагогов в поликультурном образовательном пространстве: интегрированный подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика» №4, 2012. – С. 61-66. (0,38 п.л.).
  • Использование этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика» №4, 2012. – С. 49-56. (0,56 п.л.)

Статьи в профессиональных журналах:

  • Поликультурная составляющая профессиональной компетентности педагога // Вестник Кызылординского гос. ун-та им. Коркыт Ата. 1 (17) 2004. - С.119-121. (0, 2 п.л.).
  • Содержательный аспект подготовки педагогических кадров для национальных дошкольных учреждений // Финно-угроведение, 1999. № 1. - С. 185-186. (0, 13 п.л.).
  • Этика межкультурного общения: опыт работы детского сада №3 «Шанавыл»: Метод. мат-лы // Дошкольное образование, 2001. №10 (58). (0, 75 п.л.)
  • Методика формирования этнокультурной компетентности педагога // Дошкольное образование. – М., 2002. №20 (92). – С.9-16. (0, 5 п.л.).
  • Раннее развитие – это модно? // Элита. – Й-Ола, 2002. №7-8. – С.19. (0, 07 п.л.)
  • Этнокультурное образование как фактор сохранения и развития народа// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2009. - 4(7). - С. 5 - 11. (0,43 п.л.).
  • Формирование ключевых компетенций ученика XXI века в условиях этнокультурной среды // Журнал «Туныктышо» («Учитель») №1. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011. 128 с. – С. 3-24. (1,4 п.л.).
  • Современная семья как институт этносоциализации детей // Вестник Марийского государственного университета. 2012. №10. – С.126-130. (0,35 п.л.).
  • Модель развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и этнокультурных особенностей региона в условиях реализации ФГОС // Туныктышо учитель. № 6. 2012. - С.10-19. (0,63 п.л.).

Главы в монографиях и сборниках научных трудов:

  • Подготовка будущих педагогов по специальности "Дошкольная педагогика и психология в вузах Республики Марий Эл с 1979 по 2012 г.г.: коллективная монография / Н.С.Морова, С.Н.Федорова, Э.Э.Малинина. - Й-Ола: Марийский государственный университет, 2012. - 148с. (9,25 п.л.).
  • Педагогическая культура народов Среднего Поволжья: Коллективная монография. В 2 т. Т.1 / М.Б.Кожанова, И.В.Кожанов, М.В.Варламова, Л.В.Кузнецова, Т.Н.Петрова, С.Н.Федорова; под общ. ред. М.Б.Кожановой. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 192с. – С.141-156. (1 п.л.).
  • Умственное развитие старших дошкольников с учетом Федеральных государственных требований в рамках кружка «Развивающие игры»: Монография / С.Н.Федорова, А.Ш.Шигапова. – Й-Ола: МарГУ, 2013. – 141с. (8,82 п.л.).
  • Художественно-эстетическая подготовка будущих учителей начальных классов на основе метода проживания произведений искусства: монография / Мар.гос.ун-т; Л.Ю.Шашина, С.Н.Федорова. – Й-Ола, 2012. – 160с. (10 п.л.).
  • Основания этнической идентичности народа мари: этнопедагогические аспекты: Монография: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH CO.KG, 2012. – 85с. (5,36 п.л.).
  • Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода: монография / Мар. гос. ун-т; Т.А.Михайлова, С.Н.Федорова. – Й-Ола, 2012. – 176с. (11 п.л.).

Награды и гранты:

  • Почетная грамота Правительства Республики Марий Эл (2011);
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2009);
  • Благодарственное письмо Государственного собрания Республики Марий Эл (2011);
  • Почетная грамота Министерства образования РМЭ (2001);
  • Благодарственное письмо Министерства образования Республики Марий Эл, (2002, 2004, 2010);
  • Благодарственное письмо Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (2008);
  • Диплом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября» (2002);
  • Диплом победителя конкурса «Лучший преподаватель МарГУ 2008 года» в номинации «Лучший профессор» (2008)
  • Почетная грамота Правительства Республики Марий Эл (2011);
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2009);
  • Благодарственное письмо Государственного собрания Республики Марий Эл (2011);
  • Почетная грамота Министерства образования РМЭ (2001);
  • Благодарственное письмо Министерства образования Республики Марий Эл, (2002, 2004, 2010);
  • Благодарственное письмо Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (2008);
  • Диплом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября» (2002);
  • Диплом победителя конкурса «Лучший преподаватель МарГУ 2008 года» в номинации «Лучший профессор» (2008г.) и др. многочисленные грамоты и благодарственные письма.

Другая профессиональная деятельность:

  • Научный руководитель Федеральной экспериментальной площадки МОУ №3 «Радуга» г.Козьмодемьянска РМЭ (1999-2003г.г.)
  • Научный руководитель Федеральной экспериментальной площадки МОУ №6 «Колокольчик» п.Сернур Республики Марий Эл (2002 – 2006 г.г.)
  • Научный руководитель Республиканской экспериментальной площадки МОУ «Гимназия №14 г.Йошкар-Олы» (2009 – 2013 г.г.)
  • Научный руководитель Муниципальной экспериментальной площадки на базе МДОУ (общеразвивающего вида) «Марийский национальный детский сад №29 «Ший онгыр» («Серебряный колокольчик») г. Йошкар-Олы» (2009 – 2013 г.г.)
  • Научный руководитель университетской экспериментальной площадки на базе МДОУ «Сернурский Центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» Сернурского района РМЭ(2009 – 2013 г.г.)
  • Член жюри Республиканского конкурса «Лучший учитель марийского языка» (2012-2015 г.).
  • Руководитель проекта N14-16-12003 «Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (2015г.)
  • Руководитель проекта «Художественные промыслы и ремесла марийского народа как ресурс культурно-познавательного туризма» - заявка на конкурс по присуждению грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (2015г.)
  • Разработчик проекта «Моделирование образовательной среды вуза как созидательного поля межнационального и межконфессионального взаимодействия студентов» - заявка № 15-18-00089 на грант Российского научного фонда (2015г.)
  • Руководитель проекта N14-16-12003 «Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом (2014г.)
  • Руководитель проекта «Клуб православной молодежи как инновационная форма духовно-нравственного воспитания студенчества в условиях информационной войны» - заявка на грант Российского научного фонда (2014г.) *Руководитель проекта «Научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение развития этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл» (заявка №2012_220_03_5670) на участие в конкурсе на получение гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук или государственных научных центрах Российской Федерации (2013 г.)
  • Разработчик проекта «Формирование предпринимательской культуры специалистов дошкольного и дополнительного образования Республики Марий Эл» (заявка № 2012_220-03-3425) на участие в конкурсе на получение гранта Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, научных учреждениях государственных академий наук или государственных научных центрах Российской Федерации (2013 г.)
  • Разработчик заявки на участие в конкурсе «Разработка и апробация стандартов и программ для комплексной подготовки педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе организация обсуждения профессиональных стандартов их педагогической деятельности», проводимому в рамках подмероприятия 2.8 « Повышение квалификации работников сферы образования в целях распространения современных моделей успешной социализации детей» мероприятия 2 «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» задачи 1 «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы
  • Руководитель проекта «Этнокультурное развитие дошкольников» на базе МДОУ (общеразвивающего) вида «Марийский национальный детский сад №29 «Ший онгыр» («Серебряный колокольчик») г. Йошкар-Олы» в Республиканской целевой программе «Этнокультурное развитие Республики Марий Эл (2009-2013 годы)»
  • Член Диссертационного и Экспертного Советов Д 212.116.03 при ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Подготовила 6 кандидатов педагогических наук.
  • Член редакционной коллегии Российского гуманитарного журнала, Вестника Марийского государственного университета.
  • Научный руководитель Федеральных экспериментальных площадок на базе МОУ №3 «Радуга» г.Козьмодемьянска РМЭ (1999-2003г.г.) и МОУ №6 «Колокольчик» п.Сернур РМЭ (2002 – 2006г.г.), научный консультант Республиканской экспериментальной площадки на базе Олорской средней общеобразовательной школы Параньгинского р-на РМЭ (2007-2009г.г.), научный руководитель Республиканской экспериментальной площадки на базе МОУ «Гимназия №14 г.Йошкар-Олы» (2009 – 2014 г.г.), научный руководитель Муниципальной экспериментальной площадки на базе Марийского национального детского сада №29 «Ший онгыр (Серебряный колокольчик» г.Йошкар-Олы (2010 – 2014 г.г.), университетской экспериментальной площадки на базе МОУ «Сернурский центр развития ребенка – детский сад «Колокольчик» (2011г. –2014 г.г.). *Автор системного подхода и структурно-функциональной модели процесса формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов.
  • Результаты научно-исследовательской деятельности неоднократно представлялись на Международных, Всероссийских, Межрегиональных и Республиканских научно-практических конференциях, на I-м и II-м Межрегиональных форумах «Финно-угорский этнокультурный проект» и т.д. Проведены тренинговые занятия и мастер-классы для педагогов России в республиках Алтай, Карелия, Мордовия, Чувашия, в Саратовской, Кировской областях и др., выступления в Финляндии, Казахстане, Молдавии, Турции.
  • Член организационного комитета, докладчик на пленарных заседаниях, руководитель секций научно-практических конференций всех уровней (международных, всероссийских, республиканских, университетских).
  • Научный редактор и рецензент учебно-методических пособий, монографий, сборников конференций, авторских разработок и научно-исследовательских проектов.
  • Член жюри Республиканского конкурса «Лучший учитель марийского языка» (2012-2015 г.).
  • Член жюри Республиканского детского фестиваля «Йоча усталык аршаш» («Букет детского творчества»), *Председатель государственной аттестационной комиссии при ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им.И.Я.Яковлева».
  • Методист – эксперт Всероссийской газеты «Дошкольное образование» по Республике Марий Эл (2000-2005г.г.).
  • Член Координационного Совета по разработке национально-регионального компонента ГОС по дошкольному образованию при Министерстве образования РМЭ (2001-2002г.г.).
  • Эксперт комиссии по аттестации и аккредитации ДОУ РМЭ (2001-2002г.г.)