Герб МарГУ
424000, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина 1
тел: +7 (8362) 641-541
e-mail: prk@marsu.ru

Федорова Светлана Николаевна

Преподаваемые курсы

  • Этнопедагогика и этнопсихология
  • Межкультурная педагогика
  • Этнокультурная компетентность социального педагогоа
  • Современные образовательные технологии воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста
  • Проектирвание и экспертиза образовательных систем и образовательной среды
  • Практикум по проектной деятельности
  • Менеджмент инновационной деятельности в образовании

Время и место проведения консультаций:

  • Четверг 13.00-15.00, 214 каб., корп."П"

Написать письмо

Федорова Светлана Николаевна

Профессор кафедры дошкольной и социальной педагогики, кафедры культуры и искусств, кафедры педагогики начального и общего образования

Электронная почта: svetfed65@rambler.ru

Номер телефона: 68-79-00

Образование и ученая степень, звание:
  • Факультет дошкольного воспитания МГПИ им.Н.К.Крупской, 1987 Специальность «Педагогика и психология» (дошкольная), Квалификация ""Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию»;
  • Целевая заочная аспирантура в Институте национальных проблем образования МО РФ (г.Москва), 1993 – 1997 г.г.;
  • Докторантура при кафедре педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, 2003 – 2006 г.г.
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке:
  • 10 апреля – 17 мая 2018г. – обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации ""Проектирование и разработка электронного учебного курса в LMS MOODLE"" при Институте дополнительного образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»
  • 19 февраля – 22 марта 2018г. – удостоверение о повышении квалификации в институте дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» по программе «Менеджмент в образовании» в объеме 16 часов. Регистрационный номер 18842.
  • 5 декабря 2017г. – удостоверение №53 о проверке знаний требований охраны труда в объеме 40 часов при ГБУ ДПО РМЭ «Марийский институт образования».
  • 10-13 мая 2017г. – удостоверение о повышении квалификации в Федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ !ИИДСВ РАО») по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогические аспекты оценки качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО» в объеме 48 часов. Регистрационный номер 052017-521
  • 2-30 сентября 2016 г. – курсы повышения квалификации на базе Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (МГПУ) по дополнительной профессиональной программе «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях» в объеме 72 часов. Регистрационный номер документа о квалификации 00614/37.
  • 25 февраля 2016г. – Серебряный сертификат №310665 базового дистанционного тестирования на знание возможностей использования системы Гарант аэро.

Знание языков: французский

Общий стаж работы: c 1986 года

Стаж педагогической деятельности: c 1986 года

Стаж работы по специальности: c 1986 года

Научные интересы:
  • Этнопедагогика
  • Этнопсихология
  • Педагогика межнационального общения
  • Этнокультурология
  • Кросс-культурное корпоративное управление
  • Этнокультурная компетентность педагога
  • Технологии профессионального образования

Количество опубликованных работ: 320

Основные публикации:

Учебники и учебные пособия:

  • Федорова, С.Н. Организация экспериментальной работы по формированию этнокультурной компетентности будущих педагогов: учебно-методическое пособие / С.Н.Федорова. – Й-Ола: Марийский государственный педагогический институт им.Н.К.Крупской, 2007. – 100с.
  • Федорова С.Н. Этнокультурное развитие детей. Психолого-педагогическое сопровождение: учебное пособие / С.Н.Федорова. – М.: ФОРУМ, 2011. – 176с.
  • Федорова С.Н. Диагностическое сопровождение развития этнокультурной личности дошкольника: Учебное пособие / С.Н.Федорова. – Й-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013. - 84с.
  • Федорова С.Н., Мальцева Е.В., Мухина С.А. Диагностические материалы по выявлению этнотуристических представлений детей и юношества о Республике Марий Эл: учебно-методическое пособие / С.Н.Федорова, Е.В. Мальцева, С.А. Мухина.— Йошкар-Ола, 2015. – 30 с.

Статьи в научных журналах:

  • Fedorova S.N., Toktarova V.I. Mathematical Background of Students at the Present Stage of Society Development: Importance, Model, Quality // 2nd International Conference on Advances in Education and Social Sciences (ADVED 2016). – 2016. (October 10-11, 2016)
  • Evgeniya V. Gutman, Dmitry A. Krylov, Svetlana A. Arefeva, Svetlana N. Fedorova THE PECULIARITIES OF SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT OF THE FUTURE SPECIALIST PROFESSIONAL FORMATION IN HIGHER EDUCATION // REVIEW OF EUROPEAN STUDIES; VOL. 7, NO. 3; 2015. – P.286-291.
  • Svetlana N. Fedorova, Elena V. Alekseeva, Valentina V. Konstantinova, Maria V. Lezhnina, Zoya V. Medvedeva. Theoretic and Methodological Bases for the Organization of Ethnic Tours for Children // REVIEW OF EUROPEAN STUDIES. Vol 7, No 8 (2015). P.262-269. http://www.ccsenet.org/journal/index.php/res/issue/view/1324
  • Larisa I. Tararina, Elena E. Sokolova, Elizaveta V. Limarova, Larisa N. Ivanova, Svetlana N. Fedorova, Alexey G. Oshaev, Sergey A. Chernov, Elmira R. Khairullina. The Synergetic Approach to Liberal Education of the University Students // Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol 6, No 2 S3 (2015). April 2015 - Special Issue. – P. 98-104. http://www.mcser.org/journal/index.php/mjss/issue/view/108
  • Svetlana N. Fedorova, Elena P. Kartashova, Rezeda F. Mukhametshina, Svetlana P. Zalomnova, Sergey V. Ignatyev, Victor V. Kurushin, Tatyana V. Davydova, Elena E. Alenina. Managerial Features of the Municipal Educational System in Russia // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S2). – P. 116-121. http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/2001/pdf
  • Tatyana N. Petrova, Oleg I. Efimov, Galina P. Zakharova, Stanislav A. Mikhailov, Svetlana N. Fedorova, Elena P. Kartashova, Albina N. Kudyasheva, Olga V. Chernova. Intellectual Resource for Professional Culture Formation of a High School Student - Future Specialist for Modern Production // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S2). – P. 110-115. http://www.econjournals.com/index.php/irmm/article/view/2000/pdf
  • Sakhieva, R.G., Fedorova, S.N. Structural-Functional Model of Ethnocultural Training of Future Educators: Competency-Based Approach // International Journal of Environmental and Science Education, 2016, VOL. 11, NO. 9, 2785-2798 DOI: 10.12973/ijese.2016.721a http://www.ijese.net/makale/438
  • Федорова С.Н. Профессиональная культура педагога // Педагогика. 2006. №2. – С.65 - 70.
  • Федорова С.Н. Профессионализм этнокультурной деятельности педагога // Наука и школа. 2006. №2. – С.6 -10.
  • Федорова С.Н. Этнопсихологические особенности марийского этноса в профессиональной деятельности педагога // Регионология. 2006. №2. – С.129-140.
  • Федорова С.Н. Психолого-педагогическое сопровождение этнокультурного развития детей в условиях семьи // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я.Яковлева. 2011. №4 (72). Ч.2. – С.174-181.
  • Федорова С.Н. Специфика проявления этнической идентичности мари и процесс ее формирования // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – Вып.1.1. - С. 174-179.
  • Воронцова Э.М., Федорова С.Н. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. №4 (11). - С.54-57
  • Медведева З.В., Федорова С.Н. Использование этнокультурных образовательных технологий в формировании чувств гражданственности и патриотизма у будущих педагогов и этнокультурологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. №4 (11). - С.189-193.
  • Алексеева Е.В., Федорова С.Н. Языковая компетенция будущих педагогов в поликультурном образовательном пространстве: интегрированный подход // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика» №4, 2012. – С. 61-66.
  • Медведева З.В., Федорова С.Н. Использование этнокультурных образовательных технологий в гражданско-патриотическом воспитании будущих педагогов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика» №4, 2012. – С. 49-56.
  • Федорова С.Н., Лежнина М.В. Подготовка будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 11. Том 2. – С.156-162.
  • Воронцова Э.М., Федорова С.Н. Уровневый подход к формированию информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 12. Том 1. – С.131-139.
  • Федорова С.Н., Кузнецова Н.М. Социальные эффекты работы стажировочной площадки // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 2 (41). Том 1. - С.103-106.
  • Федорова С.Н., Медведева З.В. Детско-юношеский этнотуризм: опыт и перспективы развития // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-15918 (дата обращения: 18.12.2014).
  • Федорова С.Н., Константинова В.В., Алексеева Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20983 (дата обращения: 30.07.2015).
  • Токтарова В. И., Федорова С. Н. Модель математической подготовки студентов в условиях реализации ФГОС ВО // Сибирский педагогический журнал. 2016. №5. – С.78-86.
  • Токтарова В.И., Федорова С.Н. Математическая подготовка: причины негативных тенденций. Высшее образование в России, №1. 2017. – С. 85-92.
  • Научная школа Г.Н.Волкова в Республике Марий Эл // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им.И.Я.Яковлева. 2017. № 2 (94). – С.166-172.
  • Федорова С.Н., Андреева И.Н., Токтарова В.И. Исследование языковой компетентности субъектов билингвальной среды и современных образовательных интернет-ресурсов // Вестник Марийского государственного университета. Т.11. №3 (27). 2017. – С.48-54.

Статьи в профессиональных журналах:

  • Федорова С.Н. Формирование ключевых компетенций ученика XXI века в условиях этнокультурной среды // Журнал «Туныктышо» («Учитель»). – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011. №1. - 128 с. – С. 3-24. (1,4 п.л.).
  • Кузнецова Н.М., Федорова С.Н. Модель развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и этнокультурных особенностей региона в условиях реализации ФГОС // Туныктышо учитель. № 6. 2012. - С.10-19. (0,63 п.л.). (50% авт.уч.).
  • Современная семья как институт этносоциализации детей // Вестник Марийского государственного университета. 2012. №10. – С.126-130. (0,35 п.л.).
  • Федорова С.Н., Медведева З.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫЯВЛЕНИИ ЧУВСТВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГОВ // Российский гуманитарный журнал. 2012. Т. 1. № 1. С. 53-59.
  • Федорова С.Н. Деятельность педагога в поликультурном образовательном пространстве // Туныктышо учитель. №1-2. 2012. – 243с. – С.188-202. (0,94 п.л.).
  • Федорова С.Н., Никитина Л.Н. Итоги реализации научно-исследовательского проекта на тему «Система работы педагога по этнокультурологической подготовке обучающихся» // Туныктышо учитель. №5. 2013. – С.14-17. (0,3 п.л.) (50% авт.уч.).
  • Воронцова Э.М., Федорова С.Н. Модель формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки // Вестник Марийского государственного университета. 2014. (3) 15. – С.15-19.
  • Федорова С.Н., Лежнина М.В. Готовность будущих педагогов к использованию электронных образовательных ресурсов в развитии речи старших дошкольников // Вестник Марийского государственного университета. 2015. 1 (16). – С. 52-56.
  • Федорова С.Н. Конкурс «Лучший учитель марийского языка – 2015»: мнение члена жюри // Туныктышо учитель. №3. 2015. – С.30-31.
  • Кузнецова Н.М., Федорова С.Н., Ларионова Х.Г., Забурдаева Н.С. Деятельность института образования по научно-методическому сопровождению введения и реализации ФГОС ДО, НОО, ООО // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №11 (82) НОЯБРЬ 2015. Ч.IV. - С.78-82. Тираж 999 экз.
  • Федорова С.Н., Долганова И.А. Интернет-ресурсы в формировании представлений детей подготовительной группы о Республике Марий Эл // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». №5. 2016 http://mnv.vectorscience.ru/wp-content/uploads/2016/05/mnv/Fedorova1.pdf РИНЦ
  • Федорова С.Н., Фурзикова А.В. Нетрадиционные формы ознакомления детей дошкольного возраста с национальной культурой // Электронный научно-практический журнал «Молодежный научный вестник». №5. 2016 http://mnv.vectorscience.ru/wp-content/uploads/2016/05/mnv/Fedorova2.pdf РИНЦ
  • Федорова С.Н. Дополнительные профессиональные программы по повышению этнокультурной компетентности педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации педагогов. 2016. №1 (26). – С. 50-55.
  • Федорова С.Н. Этнокультурные технологии в современном образовательном процессе // Образовательные технологии и общество. 2016. Т.19. №3. – С. 637-646.
  • Учебно-методическая деятельность и социальное партнерство института // Журнал «Туныктышо» («Учитель»). – Й-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования». 2016. №4. – С.6 – 9.
  • Федорова С.Н. Этнотуризм – средство развития толерантности у детей // Вестник практической психологии образования. 2016. №4. – С.65-71.
  • Кузнецова Н.М., Федорова С.Н., Ларионова Х.Г. Предметные концепции общего образования в содержании дополнительных профессиональных программ // Научное обеспечение системы повышения квалификации педагогов. 2017. №1(30). – С. 83-88.

Главы в монографиях и сборниках научных трудов:

  • 1. Федорова С.Н. Этнокультурная компетентность педагога: Монография. - Й-Ола: МарГПИ им.Н.К.Крупской, 2002. – 107с.
  • 2. Федорова С.Н. Этнонаправленная педагогическая деятельность в различных звеньях системы образования: Монография. – М.: ИНПО, 2006. – 192с., табл., схем.
  • 3. Федорова С.Н. Системный подход к этнокультурологической подготовке будущих педагогов: монография / Федорова С.Н. – Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2008. – 436с.
  • 4. Федорова С.Н. Этнокультурная компетентность педагогов: сущность, компоненты, развитие: Монография: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH CO.KG, 2012. – 409с.
  • 5. Морова Н.С., Федорова С.Н., Малинина Э.Э. Подготовка будущих педагогов по специальности ""Дошкольная педагогика и психология в вузах Республики Марий Эл с 1979 по 2012 г.г.: коллективная монография / Н.С.Морова, С.Н.Федорова, Э.Э.Малинина. - Й-Ола: Марийский государственный университет, 2012. - 148с. (9,25 п.л.) (45% авт.уч.).
  • 6. Кожанова М.Б. Педагогическая культура народов Среднего Поволжья: Коллективная монография. В 2 т. Т.1 / М.Б.Кожанова, И.В.Кожанов, М.В.Варламова, Л.В.Кузнецова, Т.Н.Петрова, С.Н.Федорова; под общ. ред. М.Б.Кожановой. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. – 192с. – С.141-156.
  • 7. Федорова С.Н., Шигапова А.Ш. Умственное развитие старших дошкольников с учетом Федеральных государственных требований в рамках кружка «Развивающие игры»: Монография / С.Н.Федорова, А.Ш.Шигапова. – Й-Ола: МарГУ, 2013. – 141с.
  • 8. Шашина Л.Ю., Федорова С.Н. Художественно-эстетическая подготовка будущих учителей начальных классов на основе метода проживания произведений искусства: монография / Мар.гос.ун-т; Л.Ю.Шашина, С.Н.Федорова. – Й-Ола, 2012. – 160с.
  • 9. Федорова С.Н. Основания этнической идентичности народа мари: этнопедагогические аспекты: Монография: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH CO.KG, 2012. – 85с.
  • 10. Михайлова Т.А., Федорова С.Н. Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода: монография / Мар. гос. ун-т; Т.А.Михайлова, С.Н.Федорова. – Й-Ола, 2012. – 176с.
  • 11. Технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в современном вузе: коллективная монография / Мар. гос. ун-т; под ред.: Н.А.Бирюковой, С.Н.Федоровой. – Й-Ола, 2014. – 322с.
  • 12. Федорова, С.Н., Александрова, И.А. Новые технологии в формировании информационно-коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений: Монография / С.Н.Федорова, И.А.Александрова. – Й-Ола: МарГУ, 2014. – 85с.
  • 13. Федорова, С.Н., Батыгина Л.А. Программа «Маленькие шаги к театру» как средство развития творческих способностей старших дошкольников: Монография / С.Н.Федорова, Л.А.Батыгина. – Й-Ола: МарГУ, 2014. – 94с.
  • 14. Федорова, С.Н., Лебедева, Т.Л. Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ в процессе реализации исследовательских проектов: Монография / С.Н.Федорова, Т.Л.Лебедева. – Й-Ола: КВАДР, 2014. – 83с.
  • 15. Федорова, С.Н., Петухова, Т.А. Совместная деятельность с родителями как средство сенсорного развития младших дошкольников. Монография / С.Н.Федорова, Т.А.Петухова. – Й-Ола: МарГУ, 2014. – 118с.
  • 16. Федорова С.Н., Медведева З.В. Этнокультурные образовательные технологии: сущность, компоненты, методика использования в гражданско-патриотическом воспитании молодежи: монография / Мар.гос.ун-т; С.Н.Федорова; З.В.Медведева. – Й-Ола, 2014. – 248с.
  • 17. Развитие этнотуризма для детей и юношества в Республике Марий Эл: теоретические основы и результаты диагностики: Монография / Под ред. С.Н. Федоровой. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2014. – 116 с.
  • 18. Федорова С.Н., Николаева С.В. Содержательный материал по ознакомлению дошкольников с родным краем: Монография. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2015. – 164с.
  • 19. Алексеева Е.В., Федорова С.Н. Формирование готовности будущих педагогов к обучению детей марийской и русской грамоте: интегративный подход: монография / Мар.гос.ун-т; Е.В.Алексеева, С.Н.Федорова. – Й-Ола, 2016.- 176с.

Награды и гранты:

  • Почетная грамота Правительства Республики Марий Эл (2011);
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2009);
  • Благодарственное письмо Государственного собрания Республики Марий Эл (2011);
  • Почетная грамота Министерства образования РМЭ (2001);
  • Благодарственное письмо Министерства образования Республики Марий Эл, (2002, 2004, 2010);
  • Благодарственное письмо Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (2008);
  • Диплом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября» (2002);
  • Диплом победителя конкурса «Лучший преподаватель МарГУ 2008 года» в номинации «Лучший профессор» (2008)
  • Почетная грамота Правительства Республики Марий Эл (2011);
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2009);
  • Благодарственное письмо Государственного собрания Республики Марий Эл (2011);
  • Почетная грамота Министерства образования РМЭ (2001);
  • Благодарственное письмо Министерства образования Республики Марий Эл, (2002, 2004, 2010);
  • Благодарственное письмо Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (2008);
  • Диплом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Издательского дома «Первое сентября» (2002);
  • Диплом победителя конкурса «Лучший преподаватель МарГУ 2008 года» в номинации «Лучший профессор» (2008г.) и др. многочисленные грамоты и благодарственные письма.
  • Нагрудный знак и удостоверение Международной Ассоциации этнопедагогов им. акад.РАО Г.Н. Волкова (2017)

Другая профессиональная деятельность:

  • Почетная грамота Государственного собрания Республики Марий Эл (2015)
  • Архиерейская грамота Архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна (2015)
  • Благодарственное письмо Временно исполняющего обязанности Главы Республики Марий Эл Л.И.Маркелова (2015)
  • Благодарственное письмо Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» (2015)
  • Почетная грамота Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» (2015)
  • Почетная грамота Правительства Республики Марий Эл (2011)
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2009)
  • Благодарственное письмо Государственного собрания Республики Марий Эл (2011)
  • Почетная грамота Министерства образования РМЭ (2001)
  • Благодарственное письмо Министерства образования Республики Марий Эл (2002, 2004, 2010)
  • Грамота о присуждении Международной премии и медали им. академика Г.Н.Волкова Президента Этнопедагогического фонда имени академика Г.Н.Волкова Г.А.Викторова (2014)
  • Член редакционной коллегии Российского гуманитарного журнала, Вестника Марийского государственного университета
  • Заместитель председателя Общественного совета по независимой оценке качества образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений г.Йошкар-Олы
  • Член Совета Президиума регионального отделения общероссийской общественной организации «Воспитатели России» в Республике Марий Эл
  • Председатель Совета научного направления «Педагогика и психология современного образования»