Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Апробация учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в образовательных организациях Республики Марий Эл

30.05.2023

В рамках инновационного проекта «ФИП «Апробация и внедрение модели повышения квалификации педагогов по развитию изобретательского мышления младших школьников средствами инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в образовательном пространстве школ», реализуемого на базе Марийского государственного университета, успешно прошла апробация ТРИЗ-лаборатории в образовательных организациях Республики Марий Эл.

В марте месяце командой научно-образовательного центра “Формула Успеха” были проведены ознакомительные мастер-классы в десяти общеобразовательных школах республики, продемонстрирована работа ТРИЗ-лаборатории директорам и ведущим педагогам общеобразовательных школ. Показано взаимодействие измерительного прибора (датчика) с программным обеспечением и лабораторным оборудованием. Обозначены цели и задачи, которые можно достичь с помощью самостоятельной исследовательской деятельности ребёнка в ТРИЗ-лаборатории. Учебно-лабораторный комплекс помогает сформировать у юных школьников научную картину мира, а также получить личный практический опыт. Работа в ТРИЗ-лаборатории построена на основе двух видов экспериментов: исследовательского и изобретательского. Первый направлен на исследование объектов окружающего мира, второй – на использование полученных в исследовательском эксперименте знаний для решения конкретных проблем.

Данные мастер-классы вызвали большую заинтересованность у руководителей школ. С помощью ТРИЗ-лаборатории и авторской программы открывается возможность запуска школьного научно-изобретательского кружка “Тризологика” в качестве дополнительного образования для обучения детей изобретательскому мышлению на основе ТРИЗ-технологий.

В целях апробации курса Тризологика и Лабораторного инновационного комплекса (ТРИЗ-лаборатории) в апреле – мае проведены занятия научного кружка «Давайте изобретать» в 5 образовательных организациях Республики Марий Эл: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 г. Йошкар-Олы", ГБОУ РМЭ "Лицей им. М.В. Ломоносова", МБОУ «Куженерская средняя общеобразовательная школа №2», МОДО «Станция юных техников г. Козьмодемьянска», ГБОУ ДО РМЭ «Дворец творчества детей и молодежи».

Инновационное оборудование было предоставлено в образовательные организации научно-образовательным центром “Формула Успеха” (руководитель Бойтуш М.В.). Научное консультирование педагогов по апробации лабораторного комплекса осуществляла Терехова Г.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск). Под ее руководством была проведена серия вебинаров по работе с цифровой лабораторией «Тризологика».

В начале экспериментальной работы во всех образовательных организациях была проведена диагностика исследовательских компетенций и изобретательского мышления младших школьников, которая позволила определить уровень креативности, сформированности познавательных и изобретательских способностей, отношение к исследовательской деятельности.

В ходе экспериментов младшие школьники с помощью учебно-лабораторного комплекса исследовали объекты окружающего мира и учились решать конкретные проблемы. Так, исследовательские эксперименты позволили пронаблюдать:

1) что температура снега сохраняется во все время плавления;

2) что мороженое под шубой тает медленней, чем на открытом воздухе в комнате.

В изобретательском эксперименте детям предлагались ситуации, где нужно сохранять температуру объекта без термоса и холодильника.

Ученики первого класса в экспериментальной работе впервые познакомились с приёмами фантазирования и научились применять инструменты ТРИЗ для анализа и изменения признаков объекта, для оценки изобретательского решения. Так, например, учитель начальных классов Яргина Татьяна Николаевна, член рабочей группы по реализации проекта, отмечает, что с первых занятий было видно, что детям нравилось проводить опыты, решать проблемы с Женей и Проником, создавать копилки объектов и оценивать их с помощью изобретометра. Результат работы в ТРИЗ-лаборатории – это положительные эмоции у детей: каждое занятие было долгожданным, интересным, все активно выполняли задания. Результаты одной из итоговых диагностик «Оценка новизны» (на основе методик Г.С. Альтшуллера, М.С. Гафитулина, А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук, Г.В. Тереховой) показали, что у многих детей повысился уровень продуктивности решения проблем на основе ТРИЗ. «Мне, как учителю, – отмечает Татьяна Николаевна, - видно, что у детей проявляется творческий подход к любому делу. Формируется привычка интересоваться природными явлениями; тем, как устроены вещи и предметы; как протекают процессы, а также сравнивать, сопоставлять, задавать вопросы и предлагать разные варианты ответов».

Педагог дополнительного образования Карачарскова Ксения Александровна, исполнитель инновационного проекта, отмечает, практико-ориентированный подход в изучении курса «Тризологика». Так, при рассмотрении раздела «Температура» обучающиеся знакомятся с теорией при помощи видео в разделе «Библиотека». Далее, приобретя необходимые знания, занимаются разнообразными опытами, что, по словам педагога, получило самый яркий отклик от ребят! Практическая работа помогла ученикам наглядно закрепить полученные теоретические знания. Получив необходимый опыт, дети с радостью решали интересные задачи, которые находятся в разделе «Проблемы» курса «Тризологика». По словам Ксении Александровны, работа с учебно-лабораторным комплексом стала отличным опытом не только для детей, но и для педагога!


Последние объявления

Объявление от 11 июля о конкурсе ППС

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

11.07.2024

Объявление от 11 июля о выборах заведующих кафедрами

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет выборы на замещение должностей заведующих кафедрами

11.07.2024

Итоги Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле - 2024»

20 мая 2024 года на платформе Марийского государственного университета состоялась ежегодная Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле».

05.06.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 5
    Наши на Сахалине!
  • 8
    Взаимодействие образовательных организаций с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и предприятиями
Все фотоотчеты