Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Бирюкова Наталья Алексеевна

Должность
Доцент кафедры педагогики начального и общего образования
Ученая степень
Кандидат педагогических наук
Учёное звание
Доцент
9-802-326-9780
Чт, 13.30-15.00 Корпю П. каб 321, ул. Кремлевская 44

Образование и ученая степень, звание
  • Факультет иностранных языков Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской (1979) по специальности «Английский и немецкий язык» с присвоением квалификации «Учитель английского и немецкого языка»
  • Кандидат педагогических наук (1988), доцент (1996)
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
  • Удостоверение о повышении квалификации №122406231799 от 30.03.2018, "Современные образовательные технологии подготовки младших школьников к успешному выполнению ВПР", 18 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122406232358 от 02.11.2018, "Современные информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя в условиях реализации ФГОС ВО", 24 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Диплом о профессиональной переподготовке № 122407682006 от 29.12.2018, "Преподаватель образовательной организации высшего образования", 252 часа, ФГБОУ ВО  "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122408209562 от 25.01.2019, "Организация образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования", 72 часа, ФГБОУ ВО  "Марийский государственный университет";
  • Диплом о профессиональной переподготовке № 122408850848 от 04.02.2019, "Педагогическое образование: педагогические дисциплины", 252 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122408848958 от 08.02.2019, "Оказание первой помощи работниками образовательной организации", 36 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122408850483 от 21.05.2020, "Цифровые сервисы реализации дистанционного образования в вузе", 64 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 00028/20 от 30.06.2020 "Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда", 40 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
Знание языков
английский, немецкий
Награды
  • Почетная грамота Марийского государственного университета (2007).
  • Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2008).
  • Почетная грамота Государственного собрания Республики Марий Эл (2012).
Другая профессиональная деятельность
  • Руководитель аспирантуры по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.
  • Член-корреспондент Международной Академии Акмеологических наук; член Между-народного Общества сравнительного образования взрослых; иностранный член Американской Ассоциации продолженного образования.
  • Директор Центра инновационных педагогических технологий МарГУ.
  • Исполнитель гранта Европейского Союза № 544410-TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPHES «Actions of Lifelong Learning addressing Multicultural Education and Tolerance in Russia» (Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России) (2013-2016 гг.). Руководитель - Н.С. Морова, д.п.н, профессор.
  • Исполнитель гранта РГНФ № 15-16-12601 «Дополнительное образование взрослых в Республике Марий Эл: мониторинг социальных потребностей и качества образовательных услуг» (2015 г.). Руководитель - С.А. Домрачева, к.п.н, доцент.
  • *Руководитель гранта Министерства образования и науки РФ (государственное задание на оказание услуг) № 6.8107.2013 "Формирование готовности преподавателей вуза к использованию инновационных образовательных технологий" (2013 г.).
  • Руководитель гранта Министерства образования и науки РФ (государственное задание на оказание услуг) № 6.2062.2011 "Исследование особенностей формирования социальной мобильности студентов национального вуза" (2010-2012 гг.).
  • Руководитель аспирантуры по специальностям 13.00.01 и 13.00.08.
  • Член Республиканского Совета по непрерывному педагогическому образованию Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
  • Член редакционной коллегии научного журнала "Вестник Марийского государственного университета".
  • Председатель оргкомитета Региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов "Человек в современном социуме: научный поиск молодых" (2009-2014 гг).
  • Научный руководитель экспериментальной площадки МарГУ "Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в условиях социального партнерства университета и образовательных учреждений Республики Марий Эл" (2010-2013 гг).
  • Руководитель научно-образовательного Центра инновационных педагогических технологий института педагогики и психологии МарГУ.
  • Научный руководитель программ дополнительного профессионального образования "Преподаватель", "Преподаватель высшей школы", "Работник сферы государственной молодежной политики".
  • Член Международного Общества сравнительного образования взрослых.
Стаж педагогической деятельности c 1982 года

  • Производственная практика: педагогическая практика
  • Введение в профессиональную деятельность
  • Методология и методы педагогического исследования
  • Педагогика
  • Педагогика и психология
  • Производственная практика: педагогическая практика 1
  • Современные проблемы науки и образования

Научные интересы
  • Теория и практика образования взрослых
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Сравнительная педагогика.

Учебники и учебные пособия
  • Бирюкова Н.А., Чулкова Р.Г. Управление образовательными системами. Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. 140 с.
  • Бирюкова, Н.А. Образование взрослых: англо-русский терминологический словарь. Йошкар-Ола: МарГУ, 2006. 114 с.
  • Бирюкова Н.А., Валькова Н.А., Нестерова И.Б. Психология и педагогика для студентов экономических специальностей. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. 150 с.
  • Бирюкова Н.А., Шишкина О.В. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. 230 с.
  • Бирюкова Н.А., Чулкова Р.Г., Курочкина Л.В. Технологии организации деятельности классного руководителя в современной школе: учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. 160 с.
  • Бирюкова Н.А., Чулкова Р.Г. Управление образовательными системами: уч.-метод. пособие – Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 140 с.
  • Бирюкова, Н.А., Савиных Е.Г., Филатова А.В. Образование взрослых: англо-русский терминологический словарь. – Йошкар-Ола, 2006. – 114 с.
  • Бирюкова Н.А., Валькова Н.А., Нестерова И.Б. Психология и педагогика для студентов экономических специальностей. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. 150 с.
  • Бирюкова, Н.А. Программа учебного курса «Теория непрерывного образования» // Подготовка преподавателя высшей школы в системе дополнительного профессионального образования: уч.-метод. пособие. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. – С. 39-48.
  • Бирюкова, Н.А., Масленикова Ю.В. Изучаем английский, играя: пособие для учителя. – Йошкар-Ола: МарГУ, 1998. – 68 с.
Статьи в научных журналах
  • Бирюкова Н.А., Спесивцева Н.В. Педагогические условия формирования андрагогической готовности будущих библиотекарей в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 13-17.
  • Морова Н.С., Бирюкова Н.А., ЛежнинаЛ.В., Домрачева С.А. Развитие культурного разнообразия и толерантности в полиэтническом регионе: на примере Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 56-61.
  • Бирюкова Н.А., Красильникова Н.В. Мониторинг развития интернационализации вуза на основе европейских методик оценки // Мониторинг развития образовательных систем: теория, практика, аналитика. Сб. статей / под ред. Н.С. Моровой, Н.А. Бирюковой. Йошкар-Ола: МарГУ, 2016. С. 32-42.
  • Бирюкова Н.А., Kоломиец Д.Л. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности на основе анализа профессиональных затруднений // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 2. С. 68-74.
  • Спесивцева Н.В., Бирюкова Н.А. Подготовка в вузе специалистов библиотечно-информационной сферы: андрагогический аспект: монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2016. 230 с.
  • Бирюкова Н.А. Формирование базовых компетенций будущих педагогов средствами интерактивных технологий// Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы Х Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. М.:РУДН, 2017. С. 360-364.
  • Biryukova N.A., Kolomiets D.L., Maltseva E.V, Golovina N.N. Research Skills Development of the Future Primary School Teachers in the Framework of Interactive Learning// Abstracts & Proceedings of SOCIOINT 2017 – 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities, 10-12 July, 2017 – Dubai, UAE. –С. 724-727.
  • N.A. Biryukova, D.L. Kolomiets, V.I. Kazarenkov & I.M. Sinagatullin Preparing university educators for tutoring adult learners in distance education // Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science: Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences (ICIBSoS 2017), July 22-23, 2017, Bali, Indonesia.
  • Бирюкова Н. А., Коломиец Д. Л. Развитие исследовательских умений будущих учителей начальной школы средствами интерактивных технологий // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сб. статей. Йошкар-Ола: МарГУ, 2017. С. 30-33
  • Бирюкова Н.А. Подготовка преподавателя к тьюторскому сопровождению студентов в дистанционном образовании // Проблемы современного образования: Межвузовский сборник научных трудов.Международное издание. Выпуск 11 / Науч.ред.В.И.Казаренков.-Москва: РУДН, 2017.- С.129-134.
  • Biryukova N.A., Domracheva S.A., Sinagatullin I.M. The andragogic approach to cooperation of future teachers with junior schoolchildren's parents// Proceedings of INTCESS 2018 5th International Conference on Education and Social Sciences. - 5-7 February 2018. - Istanbul, Turkey. Pp. 1012-1014.
  • Бирюкова Н.А. Интерактивные технологии как средство обучения взрослых в условиях дополнительного образования // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы ХI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч.2. М.:РУДН, 2018. С. 54-62.
  • Бирюкова Н.А. Развитие межкультурных компетенций студентов в условиях интернационализации вуза // Инновационные технологии в преподавании иностранных языков: от теории к практике. Материалы V региональной научной конференции с международным участием. Мар. гос. ун-т; под ред. С.Л. Яковлевой. 2018. С. 139-142.
  • Biryukova N.A, Domracheva S.A., Sinagatullin I.M., Usmanov S.M., Rybakov A.V. Adult Learner in Distance Education: Andragogical Model of Teaching // Proceedings of IBIMA 2018 – 32nd International Business-Information-Management-Association Conference, 15-16 November, Seville, Spain.
  • Biryukova N.A., Kondratenko E.V., Kolesova T.V., Golovina N.N. Development of Students’ Intercultural Competence as a Tool of Curriculum Internationalization // Abstracts & Proceedings of INTCESS 2019 - 6th International Conference on Education and Social Sciences. - 4-6 February 2019. - Dubai, UAE. Pp. 448-452.
  • Biryukova N.A., Petrova T.N., Potapov A.A., Kornienko T.V., Elena V. Maltseva E.V. Augmented Reality in the Development of Technological Competence of Primary Schoolchildren // Abstracts & Proceedings of INTCESS 2020 - 7th International Conference on Education and Social Sciences. – 20-22 January, 2020. - Dubai, UAE. Pp. 466-469. Biryukova N.A., Kazarenkov V.I., Petrova T.N., Nikolaev E.V.
  • The Development of Communicative Competence of Primary Schoolchildren Based on Competency-Based Approach // Abstracts & Proceedings of INTCESS 2020 - 7th International Conference on Education and Social Sciences. – 20-22 January, 2020. - Dubai, UAE. Pp. 470-474.
  • Бирюкова Н.А. Мониторинг формирования коммуникативных универсальных учебных действие младших школьников: критерии и показатели // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сб. статей. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2020. С. 42-47.
Статьи в профессиональных журналах
  • Философские подходы к образованию взрослых в США // Историко-педагогический журнал. 2011. № 2. С.66-75.
  • Адаптивная образовательная среда как условие профессионально-личностного роста взрослого в процессе непрерывного образования // Педагогика ХХI. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010. – Т. 2. – С. 78-86.
  • Подготовка преподавателя высшей школы: опыт регионального университета // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: мат. Второго Междунар. конгресса. – Минск, 2008. – С. 127-135.
  • Бирюкова Н.А. Преподаватель сферы образования взрослых: международный опыт подготовки // Образование взрослых за рубежом: взгляд из России: сборник статей. Йошкар-Ола, МарГУ, 2016. С. 164-194.
  • Морова Н.С., Бирюкова Н.А., Лежнина Л.В., Домрачева С.А. Развитие культурного разнообразия и толерантности в полиэтническом регионе: на примере Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 56-61.
  • Andreeva I.N., Biryukova N.A., Kondratenko E.V., Kurochkina L.V., Badyina K.U. Pedagogical supervision of pupils as the function of a contemporary form-master // Mideterranian Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. №3 S7. Pp.27-32.

DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n3s7p27

  • Morova N.S., Lezhnina L.V., Biryukova N.A., Domracheva S.A., Makarova O.A. Diversity and Tolerance in a Multi-Ethnic Region of Mari El Republic, Russia // Review of European Studies. Canadian Center of Science and Education, 2015. Vol. 7. No. 8. Pp. 171-181. DOI: 10.5539/res.v7n8p171
  • Biryukova N.A., Yakovleva S.L., Kolesova T.V., Lezhnina L.V., Kuragina A.A. Understanding Adult Learners as a Core Principle of Effective ESL-Educators // Review of European Studies. Canadian Center of Science and Education, 2015. Vol. 7. No. 8. Pp. 147-155. DOI: 10.5539/res.v7n8p147
  • Бирюкова Н.А., Красильникова Н.В. Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2014. - № 14. С. 138-142.
  • Бирюкова Н.А. Обучение студентов иностранному языку в условиях интернационализации высшего образования // Новый университет. Серия "Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук". № 7 (40), 2014. С. 19-23.
  • Бирюкова Н.А. Технологии обучения взрослых в информационно-образовательной среде вуза // Инновационная деятельность в системе образования: монография. Ч.VII. Научн. ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. - Москва: издат. «Перо», 2013. - С. 39-58.
  • Бирюкова Н.А. Педагогические условия подготовки будущего учителя к непрерывному образованию // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Международная научно-практическая конференция. – М.: РУДН, 2011. - С. 128-131.
  • Бирюкова Н.А. Адаптивная образовательная среда как условие профессионально-личностного роста взрослого в процессе непрерывного образования // Педагогика ХХI. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010. – Т. 2. – С. 78-86.
  • Бирюкова Н.А. Подготовка преподавателя высшей школы: опыт регионального университета // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: мат. Второго Междунар. конгресса. – Минск, 2008. – С. 127-135.
Главы в монографиях и сборниках научных трудов
  • Непрерывное образование учителя: сущность, функции, особенности // Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования: колл. монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. С. 226-240.
  • Бирюкова, Н.А., Яковлева С.Л. Формирование социальной мобильности личности в высшей школе (на примере иностранного языка): монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. 188 с.
  • Бирюкова Н.А., Филатова А.В. Обучение взрослых: теория и практика андрагогической поддержки: монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2007. 124 с.
  • Инновационные технологии в обучении иностранному языку в университете: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой, Т.В. Колесовой - Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. – 246 с.
  • Технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в современном вузе: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой, С.Н. Федоровой. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. – 280 с.
  • Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. - 283 с.
  • Бирюкова, Н.А., Яковлева С.Л. Формирование социальной мобильности личности в высшей школе (на примере иностранного языка): монография – Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. – 188 с.
  • Университет как центр непрерывного образования: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. – 220 с.
  • Бирюкова, Н.А., Филатова А.В. Обучение взрослых: теория и практика андрагогической поддержки: монограф. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2007. – 124 с.
  • Бирюкова Н.А., Шишкина О.В. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. - 230 с.
  • Бирюкова, Н.А., Царегородцева Т.А. Аспирантура в системе непрерывного образования: подготовка преподавателя высшей школы: монограф. – Йошкар-Ола, 2003. – 131 с.
  • Бирюкова, Н.А. Теория и практика эффективного взаимодействия субъектов непрерывного профессионального образования (начальный этап): монография / Н.А. Бирюкова. – Йошкар-Ола: МарГУ, 1999. – 110 с.

Последние объявления

Навигатор стартапа

С 22 по 25 апреля Марийский государственный университет» станет площадкой для прокачки предпринимательских компетенций и проектного мышления. Четыре дня, с 22 по 25 апреля, в стенах университета будут проходить под знаком серии тренингов предпринимательских компетенций «Навигатор стартапа». Напомним, обучение реализуется в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».

16.04.2024

Республиканский конкурс чтецов «Моя страна. Моя Россия»

Марийский государственный университет приглашает обучающихся 1 - 11 классов общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и высших учебных заведений, принять участие в Республиканском конкурсе чтецов «Моя страна. Моя Россия» (далее – Конкурс).

16.04.2024

XI Международный финно-угорский студенческий форум «Богатство финно-угорских народов»

Приглашаем Вас принять участие в XI Международном финно-угорском студенческом форуме «Богатство финно-угорских народов», который состоится 22-23 мая 2024 года в г. Йошкар-Оле на базе Марийского государственного университета.

10.04.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 2
    МарГУ в Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов»
  • 2
    Ко Дню космонавтики Российское общество «Знание» по всей стране организовало более 1000 мероприятий
Все фотоотчеты