Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Бирюкова Наталья Алексеевна

Должность
Доцент кафедры педагогики начального и общего образования
Ученая степень
Кандидат педагогических наук
Учёное звание
Доцент
9-802-326-9780
Чт, 13.30-15.00 Корпю П. каб 321, ул. Кремлевская 44

Образование и ученая степень, звание
  • Факультет иностранных языков Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской (1979) по специальности «Английский и немецкий язык» с присвоением квалификации «Учитель английского и немецкого языка»
  • Кандидат педагогических наук (1988), доцент (1996)
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
  • Удостоверение о повышении квалификации №122406231799 от 30.03.2018, "Современные образовательные технологии подготовки младших школьников к успешному выполнению ВПР", 18 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122406232358 от 02.11.2018, "Современные информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя в условиях реализации ФГОС ВО", 24 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Диплом о профессиональной переподготовке № 122407682006 от 29.12.2018, "Преподаватель образовательной организации высшего образования", 252 часа, ФГБОУ ВО  "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122408209562 от 25.01.2019, "Организация образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования", 72 часа, ФГБОУ ВО  "Марийский государственный университет";
  • Диплом о профессиональной переподготовке № 122408850848 от 04.02.2019, "Педагогическое образование: педагогические дисциплины", 252 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122408848958 от 08.02.2019, "Оказание первой помощи работниками образовательной организации", 36 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122408850483 от 21.05.2020, "Цифровые сервисы реализации дистанционного образования в вузе", 64 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 00028/20 от 30.06.2020 "Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда", 40 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет"
Знание языков
английский, немецкий
Награды
  • Почетная грамота Марийского государственного университета (2007).
  • Почетный работник высшего профессионального образования РФ (2008).
  • Почетная грамота Государственного собрания Республики Марий Эл (2012).
Другая профессиональная деятельность
  • Руководитель аспирантуры по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования.
  • Член-корреспондент Международной Академии Акмеологических наук; член Между-народного Общества сравнительного образования взрослых; иностранный член Американской Ассоциации продолженного образования.
  • Директор Центра инновационных педагогических технологий МарГУ.
  • Исполнитель гранта Европейского Союза № 544410-TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPHES «Actions of Lifelong Learning addressing Multicultural Education and Tolerance in Russia» (Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России) (2013-2016 гг.). Руководитель - Н.С. Морова, д.п.н, профессор.
  • Исполнитель гранта РГНФ № 15-16-12601 «Дополнительное образование взрослых в Республике Марий Эл: мониторинг социальных потребностей и качества образовательных услуг» (2015 г.). Руководитель - С.А. Домрачева, к.п.н, доцент.
  • *Руководитель гранта Министерства образования и науки РФ (государственное задание на оказание услуг) № 6.8107.2013 "Формирование готовности преподавателей вуза к использованию инновационных образовательных технологий" (2013 г.).
  • Руководитель гранта Министерства образования и науки РФ (государственное задание на оказание услуг) № 6.2062.2011 "Исследование особенностей формирования социальной мобильности студентов национального вуза" (2010-2012 гг.).
  • Руководитель аспирантуры по специальностям 13.00.01 и 13.00.08.
  • Член Республиканского Совета по непрерывному педагогическому образованию Министерства образования и науки Республики Марий Эл.
  • Член редакционной коллегии научного журнала "Вестник Марийского государственного университета".
  • Председатель оргкомитета Региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов "Человек в современном социуме: научный поиск молодых" (2009-2014 гг).
  • Научный руководитель экспериментальной площадки МарГУ "Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в условиях социального партнерства университета и образовательных учреждений Республики Марий Эл" (2010-2013 гг).
  • Руководитель научно-образовательного Центра инновационных педагогических технологий института педагогики и психологии МарГУ.
  • Научный руководитель программ дополнительного профессионального образования "Преподаватель", "Преподаватель высшей школы", "Работник сферы государственной молодежной политики".
  • Член Международного Общества сравнительного образования взрослых.
Стаж педагогической деятельности c 1982 года

  • Производственная практика: педагогическая практика
  • Введение в профессиональную деятельность
  • Методология и методы педагогического исследования
  • Педагогика
  • Педагогика и психология
  • Производственная практика: педагогическая практика 1
  • Современные проблемы науки и образования

Научные интересы
  • Теория и практика образования взрослых
  • Педагогика и психология высшей школы
  • Сравнительная педагогика.

Учебники и учебные пособия
  • Бирюкова Н.А., Чулкова Р.Г. Управление образовательными системами. Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. 140 с.
  • Бирюкова, Н.А. Образование взрослых: англо-русский терминологический словарь. Йошкар-Ола: МарГУ, 2006. 114 с.
  • Бирюкова Н.А., Валькова Н.А., Нестерова И.Б. Психология и педагогика для студентов экономических специальностей. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. 150 с.
  • Бирюкова Н.А., Шишкина О.В. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. 230 с.
  • Бирюкова Н.А., Чулкова Р.Г., Курочкина Л.В. Технологии организации деятельности классного руководителя в современной школе: учебно-методическое пособие. Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. 160 с.
  • Бирюкова Н.А., Чулкова Р.Г. Управление образовательными системами: уч.-метод. пособие – Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 140 с.
  • Бирюкова, Н.А., Савиных Е.Г., Филатова А.В. Образование взрослых: англо-русский терминологический словарь. – Йошкар-Ола, 2006. – 114 с.
  • Бирюкова Н.А., Валькова Н.А., Нестерова И.Б. Психология и педагогика для студентов экономических специальностей. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. 150 с.
  • Бирюкова, Н.А. Программа учебного курса «Теория непрерывного образования» // Подготовка преподавателя высшей школы в системе дополнительного профессионального образования: уч.-метод. пособие. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. – С. 39-48.
  • Бирюкова, Н.А., Масленикова Ю.В. Изучаем английский, играя: пособие для учителя. – Йошкар-Ола: МарГУ, 1998. – 68 с.
Статьи в научных журналах
  • Бирюкова Н.А., Спесивцева Н.В. Педагогические условия формирования андрагогической готовности будущих библиотекарей в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 13-17.
  • Морова Н.С., Бирюкова Н.А., ЛежнинаЛ.В., Домрачева С.А. Развитие культурного разнообразия и толерантности в полиэтническом регионе: на примере Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 56-61.
  • Бирюкова Н.А., Красильникова Н.В. Мониторинг развития интернационализации вуза на основе европейских методик оценки // Мониторинг развития образовательных систем: теория, практика, аналитика. Сб. статей / под ред. Н.С. Моровой, Н.А. Бирюковой. Йошкар-Ола: МарГУ, 2016. С. 32-42.
  • Бирюкова Н.А., Kоломиец Д.Л. Формирование готовности студентов к педагогической деятельности на основе анализа профессиональных затруднений // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 2. С. 68-74.
  • Спесивцева Н.В., Бирюкова Н.А. Подготовка в вузе специалистов библиотечно-информационной сферы: андрагогический аспект: монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2016. 230 с.
  • Бирюкова Н.А. Формирование базовых компетенций будущих педагогов средствами интерактивных технологий// Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы Х Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. М.:РУДН, 2017. С. 360-364.
  • Biryukova N.A., Kolomiets D.L., Maltseva E.V, Golovina N.N. Research Skills Development of the Future Primary School Teachers in the Framework of Interactive Learning// Abstracts & Proceedings of SOCIOINT 2017 – 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities, 10-12 July, 2017 – Dubai, UAE. –С. 724-727.
  • N.A. Biryukova, D.L. Kolomiets, V.I. Kazarenkov & I.M. Sinagatullin Preparing university educators for tutoring adult learners in distance education // Issues and Trends in Interdisciplinary Behavior and Social Science: Proceedings of the 6th International Congress on Interdisciplinary Behavior and Social Sciences (ICIBSoS 2017), July 22-23, 2017, Bali, Indonesia.
  • Бирюкова Н. А., Коломиец Д. Л. Развитие исследовательских умений будущих учителей начальной школы средствами интерактивных технологий // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сб. статей. Йошкар-Ола: МарГУ, 2017. С. 30-33
  • Бирюкова Н.А. Подготовка преподавателя к тьюторскому сопровождению студентов в дистанционном образовании // Проблемы современного образования: Межвузовский сборник научных трудов.Международное издание. Выпуск 11 / Науч.ред.В.И.Казаренков.-Москва: РУДН, 2017.- С.129-134.
  • Biryukova N.A., Domracheva S.A., Sinagatullin I.M. The andragogic approach to cooperation of future teachers with junior schoolchildren's parents// Proceedings of INTCESS 2018 5th International Conference on Education and Social Sciences. - 5-7 February 2018. - Istanbul, Turkey. Pp. 1012-1014.
  • Бирюкова Н.А. Интерактивные технологии как средство обучения взрослых в условиях дополнительного образования // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы ХI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч.2. М.:РУДН, 2018. С. 54-62.
  • Бирюкова Н.А. Развитие межкультурных компетенций студентов в условиях интернационализации вуза // Инновационные технологии в преподавании иностранных языков: от теории к практике. Материалы V региональной научной конференции с международным участием. Мар. гос. ун-т; под ред. С.Л. Яковлевой. 2018. С. 139-142.
  • Biryukova N.A, Domracheva S.A., Sinagatullin I.M., Usmanov S.M., Rybakov A.V. Adult Learner in Distance Education: Andragogical Model of Teaching // Proceedings of IBIMA 2018 – 32nd International Business-Information-Management-Association Conference, 15-16 November, Seville, Spain.
  • Biryukova N.A., Kondratenko E.V., Kolesova T.V., Golovina N.N. Development of Students’ Intercultural Competence as a Tool of Curriculum Internationalization // Abstracts & Proceedings of INTCESS 2019 - 6th International Conference on Education and Social Sciences. - 4-6 February 2019. - Dubai, UAE. Pp. 448-452.
  • Biryukova N.A., Petrova T.N., Potapov A.A., Kornienko T.V., Elena V. Maltseva E.V. Augmented Reality in the Development of Technological Competence of Primary Schoolchildren // Abstracts & Proceedings of INTCESS 2020 - 7th International Conference on Education and Social Sciences. – 20-22 January, 2020. - Dubai, UAE. Pp. 466-469. Biryukova N.A., Kazarenkov V.I., Petrova T.N., Nikolaev E.V.
  • The Development of Communicative Competence of Primary Schoolchildren Based on Competency-Based Approach // Abstracts & Proceedings of INTCESS 2020 - 7th International Conference on Education and Social Sciences. – 20-22 January, 2020. - Dubai, UAE. Pp. 470-474.
  • Бирюкова Н.А. Мониторинг формирования коммуникативных универсальных учебных действие младших школьников: критерии и показатели // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сб. статей. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2020. С. 42-47.
Статьи в профессиональных журналах
  • Философские подходы к образованию взрослых в США // Историко-педагогический журнал. 2011. № 2. С.66-75.
  • Адаптивная образовательная среда как условие профессионально-личностного роста взрослого в процессе непрерывного образования // Педагогика ХХI. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010. – Т. 2. – С. 78-86.
  • Подготовка преподавателя высшей школы: опыт регионального университета // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: мат. Второго Междунар. конгресса. – Минск, 2008. – С. 127-135.
  • Бирюкова Н.А. Преподаватель сферы образования взрослых: международный опыт подготовки // Образование взрослых за рубежом: взгляд из России: сборник статей. Йошкар-Ола, МарГУ, 2016. С. 164-194.
  • Морова Н.С., Бирюкова Н.А., Лежнина Л.В., Домрачева С.А. Развитие культурного разнообразия и толерантности в полиэтническом регионе: на примере Республики Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 2 (17). С. 56-61.
  • Andreeva I.N., Biryukova N.A., Kondratenko E.V., Kurochkina L.V., Badyina K.U. Pedagogical supervision of pupils as the function of a contemporary form-master // Mideterranian Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. №3 S7. Pp.27-32.

DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n3s7p27

  • Morova N.S., Lezhnina L.V., Biryukova N.A., Domracheva S.A., Makarova O.A. Diversity and Tolerance in a Multi-Ethnic Region of Mari El Republic, Russia // Review of European Studies. Canadian Center of Science and Education, 2015. Vol. 7. No. 8. Pp. 171-181. DOI: 10.5539/res.v7n8p171
  • Biryukova N.A., Yakovleva S.L., Kolesova T.V., Lezhnina L.V., Kuragina A.A. Understanding Adult Learners as a Core Principle of Effective ESL-Educators // Review of European Studies. Canadian Center of Science and Education, 2015. Vol. 7. No. 8. Pp. 147-155. DOI: 10.5539/res.v7n8p147
  • Бирюкова Н.А., Красильникова Н.В. Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран // Вестник Марийского государственного университета. Йошкар-Ола, 2014. - № 14. С. 138-142.
  • Бирюкова Н.А. Обучение студентов иностранному языку в условиях интернационализации высшего образования // Новый университет. Серия "Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук". № 7 (40), 2014. С. 19-23.
  • Бирюкова Н.А. Технологии обучения взрослых в информационно-образовательной среде вуза // Инновационная деятельность в системе образования: монография. Ч.VII. Научн. ред. д.п.н., проф. И.А. Рудакова. - Москва: издат. «Перо», 2013. - С. 39-58.
  • Бирюкова Н.А. Педагогические условия подготовки будущего учителя к непрерывному образованию // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Международная научно-практическая конференция. – М.: РУДН, 2011. - С. 128-131.
  • Бирюкова Н.А. Адаптивная образовательная среда как условие профессионально-личностного роста взрослого в процессе непрерывного образования // Педагогика ХХI. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010. – Т. 2. – С. 78-86.
  • Бирюкова Н.А. Подготовка преподавателя высшей школы: опыт регионального университета // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: мат. Второго Междунар. конгресса. – Минск, 2008. – С. 127-135.
Главы в монографиях и сборниках научных трудов
  • Непрерывное образование учителя: сущность, функции, особенности // Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования: колл. монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. С. 226-240.
  • Бирюкова, Н.А., Яковлева С.Л. Формирование социальной мобильности личности в высшей школе (на примере иностранного языка): монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. 188 с.
  • Бирюкова Н.А., Филатова А.В. Обучение взрослых: теория и практика андрагогической поддержки: монография. Йошкар-Ола: МарГУ, 2007. 124 с.
  • Инновационные технологии в обучении иностранному языку в университете: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой, Т.В. Колесовой - Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. – 246 с.
  • Технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в современном вузе: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой, С.Н. Федоровой. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2014. – 280 с.
  • Профессиональная подготовка учителя в условиях модернизации высшего образования: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2011. - 283 с.
  • Бирюкова, Н.А., Яковлева С.Л. Формирование социальной мобильности личности в высшей школе (на примере иностранного языка): монография – Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. – 188 с.
  • Университет как центр непрерывного образования: коллективная монография / под ред. Н.А. Бирюковой. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2008. – 220 с.
  • Бирюкова, Н.А., Филатова А.В. Обучение взрослых: теория и практика андрагогической поддержки: монограф. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2007. – 124 с.
  • Бирюкова Н.А., Шишкина О.В. Формирование экологической культуры личности в системе дополнительного образования. Йошкар-Ола: МарГУ, 2005. - 230 с.
  • Бирюкова, Н.А., Царегородцева Т.А. Аспирантура в системе непрерывного образования: подготовка преподавателя высшей школы: монограф. – Йошкар-Ола, 2003. – 131 с.
  • Бирюкова, Н.А. Теория и практика эффективного взаимодействия субъектов непрерывного профессионального образования (начальный этап): монография / Н.А. Бирюкова. – Йошкар-Ола: МарГУ, 1999. – 110 с.

Последние объявления

Результаты республиканского этапа Всероссийской студенческой олимпиады «Культурное наследие»

С 20 по 23 декабря 2021 года кафедрой культуры и искусств Института национальной культуры и межкультурных коммуникаций Марийского государственного университета в целях содействия сохранению традиционных культур народов России, формированию компетенций студентов вузов по истории, мифологии, религии, искусству народов России был проведен республиканский этап Всероссийской студенческой олимпиады «Культурное наследие».

30.12.2021

Подведены итоги внутривузовской студенческой олимпиады по общей гигиене и экологии человека для иностранных студентов

13 декабря 2021 года впервые была проведена внутривузовская студенческая олимпиада по общей гигиене и экологии человека для иностранных студентов (на английском языке).

30.12.2021



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 3
    Конкурс каллиграфии
  • 4
    Студентка МарГУ получила знания в Университете имени Ло́ранда Э́твёша
Все фотоотчеты