Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Арефьева Олеся Викторовна

Должность
Доцент кафедры общеобразовательных дисциплин и методики их преподавания
Ученая степень
Кандидат педагогических наук
Учёное звание
Доцент
+7 (8362) 68-79-14
13.00-15.00, ауд. 309, корпус П, ул. Кремлёвская, 44

Образование и ученая степень, звание
  • Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской (1994 – 1999) – учитель русского языка и литературы по специальности «Филология».
  • Московский педагогический государственный университет, очная аспирантура (2000-2004) – кандидат педагогических наук.
  • Доцент по кафедре русского языка (2008).
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
  • Внедрение информационных технологий в учебный процесс вуза (ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2011).
  • Российская государственная система тестирования по РКИ: научная разработка и практика функционирования (МГУ им. М.В.Ломоносова, Центр подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку, 2013).
  • Методика проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ (МГУ им. М.В.Ломоносова, Центр подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку, 2014).
  • Информационные технологии в деятельности преподавателя вуза (ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2014).
  • Школа кураторов: психолого-педагогические основы воспитательной работы в студенческой группе (ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2016).
  • Информационные технологии в юриспруденции и бухгалтерском учете (ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2016).
  • «Технологии реализации проектно-ориентированного подхода в образовательном процессе современного университета» (ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2017).
Знание языков
русский, английский
Награды
  • Грант «Конкурс научно-исследовательских работ, выполняемый временным научным коллективом кафедры русского языка МГПИ им. Н.К. Крупской» (2007 г.)
  • Почётная грамота Министерства образования и науки Республики Марий Эл (2011 г.)
  • Благодарственное письмо Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» за профессионализм и эффективность работы в составе жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников (2014, 2015, 2016, 2017 гг.)
  • Благодарственное письмо Министерства образования и науки Республики Марий Эл за компетентную работу в качестве члена жюри конкурса «Живая классика» (2016, 2017 гг.)
Другая профессиональная деятельность
  • член предметной комиссии по русскому языку в области проверки и оценки знаний с развернутым ответом единого государственного экзамена;
  • председатель жюри предметной комиссии муниципального тура Всероссийской олимпиады по русскому языку для школьников;
  • член жюри предметной комиссии регионального тура Всероссийской олимпиады по русскому языку для школьников;
  • разработчик педагогических измерительных материалов для Федерального Интернет-экзамена (Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования);
  • тестер по русскому языку в Центре обучения и международной сертификации Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».
Общий стаж работы c 2004 года
Стаж педагогической деятельности c 2004 года
Стаж работы по специальности c 2004 года

  • Современный русский литературный язык. Синтаксис
  • Теория и методика обучения русскому языку
  • Трудные вопросы грамматики русского языка в школе
  • Современные средства оценивания результатов обучения
  • Методика и методология научного исследования
  • Внеклассная работа по русскому языку
  • Русский язык и культура речи
  • Современный урок
  • Производственная (педагогическая) практика

Научные интересы
  • Теория и методика преподавания русского языка
  • Теория и методика преподавания русского языка как иностранного
  • Развитие познавательной самостоятельности в процессе изучения русского языка
  • Синтаксис русского литературного языка
  • Культура речи
  • Нормы современного русского литературного языка

Количество опубликованных работ: 40
Основные публикации
  • Научно-исследовательская работа на педпрактике // Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга: материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. пед. ин-т, 1998. – Ч. II. – С. 59 – 61.
  • «Аспект самостоятельности» учащихся на уроке русского языка // Современная образовательная парадигма и школьные учебники по русскому языку: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2 – 3 ноября 2000 г. – Оренбург: Изд-во Оренбуржск. пед. ун-та, 2000. – С. 160 – 161.
  • Синтаксические знания, умения и навыки как основа мыслительной самостоятельности учащихся // Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе. Тезисы докладов участников научно-практической конференции (15 – 16 марта 2001г.) / Составители и научные редакторы проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. – М.: Московск. пед. гос. ун-т, 2001. – С. 56 – 57.
  • К проблеме типологии стилистических ошибок // Теоретические и прикладные проблемы педагогического общения: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / под ред. Н.Д. Десяевой. – Саранск: Мордовск. гос. пед. ин-т, 2001. – С. 94 – 97.
  • Умения и навыки школьников при изучении сложноподчиненного предложения // Пятые Вавиловские чтения: Мировое сообщество и Россия на путях модернизации: сборник материалов в 2 ч. – Ч. 1 / под общей ред. проф. В.П. Шалаева. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. техническ. ун-т, 2001. – С. 110 – 112.
  • Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера // Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе: доклады и тезисы докладов участников международной научно-практической конференции (12–13 марта 2002г.) – М.: Московск. пед. гос. ун-т, 2002. – С. 225 – 226.
  • Самостоятельная работа учащихся по текстам В.И. Даля (с использованием справочной литературы) // Отечественная лексикография – школе. Материалы межвузовской научно-практической конференции 16 ноября 2001г. – Москва – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2002. – С. 33–35.
  • Формирование познавательной самостоятельности учащихся на уроках русского языка как социально значимого качества личности // Восьмые Вавиловские чтения: Мировоззрение современного общества в фокусе научного знания и практики: сборник материалов / под общей ред. проф. В.П. Шалаева. В 2 Ч. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. техническ. ун-т, 2004. – Ч. 2. – С. 56 – 58.
  • Роль научной школы М.Т. Баранова в исследовании общих и частных вопросов методики // Роль научной школы в методической подготовке учителя-словесника. К 80-летию со дня рождения М.Т. Баранова: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «Шуйск. гос. пед. ун-т», 2004. – С. 29 – 33.
  • Проблема самостоятельной работы учащихся в педагогической традиции // Вестник Марийск. гос. пед. ин-та им. Н.К. Крупской / В.А. Егоров, Г.В. Рокина и др. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. пед. ин-т, 2005. – С. 208 – 212.
  • Формирование умственных действий как один из путей развития самостоятельности учащихся // Филологический анализ текста в школе и вузе: сб. научных трудов / научный редактор проф. С.А. Арефьева. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. пед. ин-т, 2005. – С. 53 – 54.
  • Экспериментальное исследование умений и навыков самостоятельной работы учащихся Республики Марий Эл // Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья: матер. межрегион. науч. конференции, посвященной 100-летию со дня рождения акад. Пауля Аристэ. – Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2006. – С. 31 – 36.
  • Констатирующий эксперимент как метод научного исследования (к вопросу о методике самостоятельной работы) // Проблемы русского и общего языкознания: межвузовский сб. научных трудов, посвященный 70-летию со дня рождения проф. В.Н. Головина. – Выпуск 4. – Елец: Елецк. гос. ун-т, 2006. – С. 215 – 219.
  • История и современность: проблема самостоятельной работы учащихся. – Вестник Марийск. гос. пед. ин-та им. Н.К. Крупской / В.А. Егоров, Г.В. Рокина и др. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. пед. ин-т, 2006. – С. 75 – 79.
  • Подготовка студентов в процессе изучения методики преподавания русского языка к руководству самостоятельной работой учащихся // Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития. Матриалы межвузовской научно-практической конференции / Сост. проф. А.Д. Дейкина, проф. Е.Г. Шатова, доц. Л.Ю. Комиссарова. – Москва: Ремдер, 2007. – С. 92 – 94.
  • Выявление сформированности уровней самостоятельности учащихся в процессе работы с текстом // Новые аспекты в области структуры и семантики текста: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения проф. А.Т. Липатова / под ред. С.А. Арефьевой. - Йошкар-Ола: Марийск. гос. пед. ин-т, 2007. – С. 104 – 108.
  • Технология организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с учётом принципов личностно-ориентированного подхода // Школа в условиях модернизации образования: от идеи к результату: сборник статей / Мар. гос. ун-т; под ред. Н.А. Бирюковой. – Йошкар-Ола, 2008. – Вып. 2. – С. 43 – 45.
  • Самостоятельная работа на уроках изучения синтаксиса в 9-м классе // Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе: Материалы республиканской научно-практической конференции / Сост. и ответств. ред.: проф. Арефьева С.А., доц. Арефьева О.В., доц. Петухова С.В., к.п.н. Наумова Н.В. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2008. – С. 19 – 25.
  • Вклад Ф.И. Буслаева в решение проблемы самостоятельной работы учащихся с философской и психолого-физиологической позиций // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: К 190-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. и науч. редакторы: проф. А.Д. Дейкина, проф. А.П. Еремеева, доцент В.Д. Янченко. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2008. – С. 114 – 115.
  • Теория и методика обучения русскому языку: становление научной школы // Арефьева Светлана Александровна: библиографический указатель / составители и ответственные редакторы: О.В. Арефьева, С.В. Петухова. – Йошкар-Ола: Издательство «Салика», 2009. – С. 8 – 11.
  • Обучение систематизации знаний как средство коммуникативного развития студентов-филологов // Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Т.Ю. Зотовой, Т.А. Федосеевой, М.С. Хлебниковой. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2009. – С. 11 – 13.
  • Воспитание ценностного отношения учащихся к русскому языку // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Международной научно-практической конференции / Науч. ред. и составление: проф. Дейкина А.Д., проф. Еремеева А.П., проф. Ходякова Л.А., доц. Янченко В.Д. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2009. – С. 240 – 242.
  • Работа с таблицами на занятиях по теории и методике обучения русскому языку // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2009. – № 2 (21): Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: В 3-х ч. – Ч. 3. – С. 10 – 12.
  • Формы изучения личности как основа методики развития творческой активности учащихся // Словесник. Учитель. Личность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. – Ч. 1 / Под ред. Г.М. Ушаковой, З.Н. Якушкиной. – Чебоксары: Чуваш. гос. Пед. ун-т, 2010. – С. 221 – 223.
  • Синтаксические знания, умения и навыки как основа речевой культуры языковой личности // Сокровищница жизни человека: русский язык, литература, культура: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Шуя: ШГПУ, 2011. – С. 38 – 40.
  • Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков студентов на этапе итогового контроля // Третьи Грузовские чтения: новации и традиции филологической науки: материалы научной кконференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.П. Грузова / Мар. гос. ун-т; отв. ред. А.Г. Лаврентьева. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2012. – С. 8 – 10.
  • Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения современного русского языка // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. – Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – С. 10 – 11.
  • Работа над речевыми ошибками как одно из направлений текстового подхода в обучении русскому языку / О.В.Арефьева, С.А.Арефьева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 11(29).–Ч.2–С.24-26.
  • Культура речи как показатель речевого развития личности / О.В.Арефьева, С.А.Арефьева // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 11 (78).– С.15-17.
  • Развитие мышления студентов педагогического вуза как основа формирования их профессиональных компетенций / О.В.Арефьева // Наука и образование в XXI веке: сб. матер. междунар. заочной науч.-пр. конф. – Тамбов, 2013. – Ч.22. – С.22-23.
  • Психолого-педагогические основы развития речи учащихся / О.В. Арефьева, С.А. Арефьева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2014. – 9 (39). – Ч.2. – С. 24-26.
  • Теория речи как основа педагогической риторики / С.А. Арефьева, О.В. Арефьева // Вестник МарГУ. – Йошкар-Ола, 2015. – № 3(18). – С. 5-8.
  • Тестовые задания как форма организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Литературный язык – основа культуры речи» / С.А. Арефьева, О.В. Арефьева, Т.А. Христолюбова // Вестник МарГУ. – Йошкар-Ола, 2015. – № 4(19). – С. 9-19.
  • Тестовые задания для организации самостоятельной работы студентов по теме «Формы существования национального языка» / О.В. Арефьева, С.А. Арефьева, Т.А. Христолюбова // Вестник МарГУ. – Йошкар-Ола, 2015. – № 5(20). – С. 5-9.
  • Потенциальные возможности дисциплины «педагогическая риторика» для формирования коммуникативной компетентности будущего учителя / О.В.Арефьева // Инновационные процессы в научной среде: мат. межд. науч.-пр. конф. – Новосибирск: Omega science, 2016.
  • Взаимосвязь обучения и воспитания в процессе преподавания «Культуры речи» в вузе / О.В.Арефьева // Современное общество, образование, наука: мат. межд. науч.-пр. конф. – Тамбов: Юком, 2016.
  • Методические аспекты трудных вопросов грамматики при изучении современного русского языка в вузе / О.В. Арефьева // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: мат. межд. науч.-пр. конф. – М.: МПГУ, 2017.
  • Развитие методики преподавания русского языка на основе технологии case-study С.А. Арефьева, О.В. Арефьева // Педагогический журнал. – Ногинск: «Аналитика-Родис». – №1. – 2017. – С. 116-125. Индексируется ВАК
  • Теория и методика обучения сочинению по картине в условиях регионального образования / О.В. Арефьева // Русский язык в диалоге культур: мат. межд. науч.-пр. конф. – Саранск: Поволжский центр культур финоугорских народов, 2017.
  • The Role of Foreign Languages in Internationalising University Curricula in Russia and beyond (Роль иностранных языков в интернационализации университетского образования в России и за рубежом) / Krasilnikova N.V., Biryukova N.A., Kolesova T.V., Arefeva O.V., Domracheva S.A. // Abstracts & Proceedings of SOCIOINT 2017 – 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities, 10-12 July, 2017 – Dubai, UAE (принято в печать). Индексируетсяв Web of Science
  • Developing cognitive independence of schoolchildren through their involvement in research activities (Развитие познавательной самостоятельности школьников через их участие в научно-исследовательской деятельности) / Arefeva S.A., Arefeva O.V., Volkova T.A., Smirnov V., Krasilnikova N.V. // Abstracts & Proceedings of SOCIOINT 2017 – 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities, 10-12 July, 2017 – Dubai, UAE (принято в печать). Индексируется в Web of Science
Учебники и учебные пособия
  • Теория и методика обучения русскому языку в таблицах: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийск. гос. пед. ин-т», 2007.
  • Изучение видов придаточных в сложноподчиненном предложении на основе самостоятельной работы: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийск. гос. пед. ин-т», 2007.

Последние объявления

Именные стипендии 2024-2025

Объявлен конкурс для назначения стипендий имени А.А. Вознесенского, Е.Т. Гайдара, Д.С. Лихачева, Ю.Д. Маслюкова, А.А. Собчака, А.И. Солженицына и В.А. Туманова на 2024/25 учебный год.

09.10.2024

Объявление от 24 сентября 2024 года

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу по:

24.09.2024

Образовательной проект «Российско-Китайская нефтегазовая школа молодых кадров «Приближение»

Автономная некоммерческая организация «Рабочая тема» реализует образовательный проект «Российско-Китайская нефтегазовая школа молодых кадров «Приближение», направленный на оказание содействия в профессиональном развитии в нефтегазовом секторе студентов и выпускников нефтегазовых, технических и естественно-научных направлений.

10.09.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 3
    Студент Медицинского института МарГУ передал свою книгу в Научную библиотеку им. Р. А. Пановой
  • 6
    Студенты МарГУ - участники Чемпионата мира по спортивному туризму в группе дисциплин "северная ходьба" в Йошкар-Оле!
Все фотоотчеты