Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Арефьева Олеся Викторовна

Должность
Доцент кафедры общеобразовательных дисциплин и методики их преподавания
Ученая степень
Кандидат педагогических наук
Учёное звание
Доцент
+7 (8362) 68-79-14
13.00-15.00, ауд. 309, корпус П, ул. Кремлёвская, 44

Образование и ученая степень, звание
  • Марийский государственный педагогический институт им. Н.К. Крупской (1994 – 1999) – учитель русского языка и литературы по специальности «Филология».
  • Московский педагогический государственный университет, очная аспирантура (2000-2004) – кандидат педагогических наук.
  • Доцент по кафедре русского языка (2008).
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
  • Внедрение информационных технологий в учебный процесс вуза (ГОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2011).
  • Российская государственная система тестирования по РКИ: научная разработка и практика функционирования (МГУ им. М.В.Ломоносова, Центр подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку, 2013).
  • Методика проведения комплексного экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ (МГУ им. М.В.Ломоносова, Центр подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку, 2014).
  • Информационные технологии в деятельности преподавателя вуза (ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», 2014).
  • Школа кураторов: психолого-педагогические основы воспитательной работы в студенческой группе (ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2016).
  • Информационные технологии в юриспруденции и бухгалтерском учете (ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2016).
  • «Технологии реализации проектно-ориентированного подхода в образовательном процессе современного университета» (ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», 2017).
Знание языков
русский, английский
Награды
  • Грант «Конкурс научно-исследовательских работ, выполняемый временным научным коллективом кафедры русского языка МГПИ им. Н.К. Крупской» (2007 г.)
  • Почётная грамота Министерства образования и науки Республики Марий Эл (2011 г.)
  • Благодарственное письмо Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» за профессионализм и эффективность работы в составе жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников (2014, 2015, 2016, 2017 гг.)
  • Благодарственное письмо Министерства образования и науки Республики Марий Эл за компетентную работу в качестве члена жюри конкурса «Живая классика» (2016, 2017 гг.)
Другая профессиональная деятельность
  • член предметной комиссии по русскому языку в области проверки и оценки знаний с развернутым ответом единого государственного экзамена;
  • председатель жюри предметной комиссии муниципального тура Всероссийской олимпиады по русскому языку для школьников;
  • член жюри предметной комиссии регионального тура Всероссийской олимпиады по русскому языку для школьников;
  • разработчик педагогических измерительных материалов для Федерального Интернет-экзамена (Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования);
  • тестер по русскому языку в Центре обучения и международной сертификации Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет».
Общий стаж работы c 2004 года
Стаж педагогической деятельности c 2004 года
Стаж работы по специальности c 2004 года

  • Современный русский литературный язык. Синтаксис
  • Теория и методика обучения русскому языку
  • Трудные вопросы грамматики русского языка в школе
  • Современные средства оценивания результатов обучения
  • Методика и методология научного исследования
  • Внеклассная работа по русскому языку
  • Русский язык и культура речи
  • Современный урок
  • Производственная (педагогическая) практика

Научные интересы
  • Теория и методика преподавания русского языка
  • Теория и методика преподавания русского языка как иностранного
  • Развитие познавательной самостоятельности в процессе изучения русского языка
  • Синтаксис русского литературного языка
  • Культура речи
  • Нормы современного русского литературного языка

Количество опубликованных работ: 40
Основные публикации
  • Научно-исследовательская работа на педпрактике // Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга: материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. пед. ин-т, 1998. – Ч. II. – С. 59 – 61.
  • «Аспект самостоятельности» учащихся на уроке русского языка // Современная образовательная парадигма и школьные учебники по русскому языку: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2 – 3 ноября 2000 г. – Оренбург: Изд-во Оренбуржск. пед. ун-та, 2000. – С. 160 – 161.
  • Синтаксические знания, умения и навыки как основа мыслительной самостоятельности учащихся // Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе. Тезисы докладов участников научно-практической конференции (15 – 16 марта 2001г.) / Составители и научные редакторы проф. А.Д. Дейкина, проф. Л.А. Ходякова. – М.: Московск. пед. гос. ун-т, 2001. – С. 56 – 57.
  • К проблеме типологии стилистических ошибок // Теоретические и прикладные проблемы педагогического общения: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1 / под ред. Н.Д. Десяевой. – Саранск: Мордовск. гос. пед. ин-т, 2001. – С. 94 – 97.
  • Умения и навыки школьников при изучении сложноподчиненного предложения // Пятые Вавиловские чтения: Мировое сообщество и Россия на путях модернизации: сборник материалов в 2 ч. – Ч. 1 / под общей ред. проф. В.П. Шалаева. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. техническ. ун-т, 2001. – С. 110 – 112.
  • Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера // Новые аспекты в преподавании русского языка в школе и вузе: доклады и тезисы докладов участников международной научно-практической конференции (12–13 марта 2002г.) – М.: Московск. пед. гос. ун-т, 2002. – С. 225 – 226.
  • Самостоятельная работа учащихся по текстам В.И. Даля (с использованием справочной литературы) // Отечественная лексикография – школе. Материалы межвузовской научно-практической конференции 16 ноября 2001г. – Москва – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2002. – С. 33–35.
  • Формирование познавательной самостоятельности учащихся на уроках русского языка как социально значимого качества личности // Восьмые Вавиловские чтения: Мировоззрение современного общества в фокусе научного знания и практики: сборник материалов / под общей ред. проф. В.П. Шалаева. В 2 Ч. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. техническ. ун-т, 2004. – Ч. 2. – С. 56 – 58.
  • Роль научной школы М.Т. Баранова в исследовании общих и частных вопросов методики // Роль научной школы в методической подготовке учителя-словесника. К 80-летию со дня рождения М.Т. Баранова: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Шуя: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «Шуйск. гос. пед. ун-т», 2004. – С. 29 – 33.
  • Проблема самостоятельной работы учащихся в педагогической традиции // Вестник Марийск. гос. пед. ин-та им. Н.К. Крупской / В.А. Егоров, Г.В. Рокина и др. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. пед. ин-т, 2005. – С. 208 – 212.
  • Формирование умственных действий как один из путей развития самостоятельности учащихся // Филологический анализ текста в школе и вузе: сб. научных трудов / научный редактор проф. С.А. Арефьева. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. пед. ин-т, 2005. – С. 53 – 54.
  • Экспериментальное исследование умений и навыков самостоятельной работы учащихся Республики Марий Эл // Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья: матер. межрегион. науч. конференции, посвященной 100-летию со дня рождения акад. Пауля Аристэ. – Саранск: Типография «Красный Октябрь», 2006. – С. 31 – 36.
  • Констатирующий эксперимент как метод научного исследования (к вопросу о методике самостоятельной работы) // Проблемы русского и общего языкознания: межвузовский сб. научных трудов, посвященный 70-летию со дня рождения проф. В.Н. Головина. – Выпуск 4. – Елец: Елецк. гос. ун-т, 2006. – С. 215 – 219.
  • История и современность: проблема самостоятельной работы учащихся. – Вестник Марийск. гос. пед. ин-та им. Н.К. Крупской / В.А. Егоров, Г.В. Рокина и др. – Йошкар-Ола: Марийск. гос. пед. ин-т, 2006. – С. 75 – 79.
  • Подготовка студентов в процессе изучения методики преподавания русского языка к руководству самостоятельной работой учащихся // Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития. Матриалы межвузовской научно-практической конференции / Сост. проф. А.Д. Дейкина, проф. Е.Г. Шатова, доц. Л.Ю. Комиссарова. – Москва: Ремдер, 2007. – С. 92 – 94.
  • Выявление сформированности уровней самостоятельности учащихся в процессе работы с текстом // Новые аспекты в области структуры и семантики текста: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения проф. А.Т. Липатова / под ред. С.А. Арефьевой. - Йошкар-Ола: Марийск. гос. пед. ин-т, 2007. – С. 104 – 108.
  • Технология организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка с учётом принципов личностно-ориентированного подхода // Школа в условиях модернизации образования: от идеи к результату: сборник статей / Мар. гос. ун-т; под ред. Н.А. Бирюковой. – Йошкар-Ола, 2008. – Вып. 2. – С. 43 – 45.
  • Самостоятельная работа на уроках изучения синтаксиса в 9-м классе // Актуальные проблемы преподавания русского языка в вузе и школе: Материалы республиканской научно-практической конференции / Сост. и ответств. ред.: проф. Арефьева С.А., доц. Арефьева О.В., доц. Петухова С.В., к.п.н. Наумова Н.В. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2008. – С. 19 – 25.
  • Вклад Ф.И. Буслаева в решение проблемы самостоятельной работы учащихся с философской и психолого-физиологической позиций // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: К 190-летию со дня рождения Ф.И. Буслаева: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. и науч. редакторы: проф. А.Д. Дейкина, проф. А.П. Еремеева, доцент В.Д. Янченко. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2008. – С. 114 – 115.
  • Теория и методика обучения русскому языку: становление научной школы // Арефьева Светлана Александровна: библиографический указатель / составители и ответственные редакторы: О.В. Арефьева, С.В. Петухова. – Йошкар-Ола: Издательство «Салика», 2009. – С. 8 – 11.
  • Обучение систематизации знаний как средство коммуникативного развития студентов-филологов // Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 ч. Ч. 2 / Под ред. Т.Ю. Зотовой, Т.А. Федосеевой, М.С. Хлебниковой. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2009. – С. 11 – 13.
  • Воспитание ценностного отношения учащихся к русскому языку // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): Материалы Международной научно-практической конференции / Науч. ред. и составление: проф. Дейкина А.Д., проф. Еремеева А.П., проф. Ходякова Л.А., доц. Янченко В.Д. – М.: МПГУ, Ярославль: РЕМДЕР, 2009. – С. 240 – 242.
  • Работа с таблицами на занятиях по теории и методике обучения русскому языку // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: «Грамота», 2009. – № 2 (21): Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: В 3-х ч. – Ч. 3. – С. 10 – 12.
  • Формы изучения личности как основа методики развития творческой активности учащихся // Словесник. Учитель. Личность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. – Ч. 1 / Под ред. Г.М. Ушаковой, З.Н. Якушкиной. – Чебоксары: Чуваш. гос. Пед. ун-т, 2010. – С. 221 – 223.
  • Синтаксические знания, умения и навыки как основа речевой культуры языковой личности // Сокровищница жизни человека: русский язык, литература, культура: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Шуя: ШГПУ, 2011. – С. 38 – 40.
  • Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков студентов на этапе итогового контроля // Третьи Грузовские чтения: новации и традиции филологической науки: материалы научной кконференции, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.П. Грузова / Мар. гос. ун-т; отв. ред. А.Г. Лаврентьева. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2012. – С. 8 – 10.
  • Формирование познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения современного русского языка // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. – Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012. – С. 10 – 11.
  • Работа над речевыми ошибками как одно из направлений текстового подхода в обучении русскому языку / О.В.Арефьева, С.А.Арефьева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 11(29).–Ч.2–С.24-26.
  • Культура речи как показатель речевого развития личности / О.В.Арефьева, С.А.Арефьева // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2013. – № 11 (78).– С.15-17.
  • Развитие мышления студентов педагогического вуза как основа формирования их профессиональных компетенций / О.В.Арефьева // Наука и образование в XXI веке: сб. матер. междунар. заочной науч.-пр. конф. – Тамбов, 2013. – Ч.22. – С.22-23.
  • Психолого-педагогические основы развития речи учащихся / О.В. Арефьева, С.А. Арефьева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2014. – 9 (39). – Ч.2. – С. 24-26.
  • Теория речи как основа педагогической риторики / С.А. Арефьева, О.В. Арефьева // Вестник МарГУ. – Йошкар-Ола, 2015. – № 3(18). – С. 5-8.
  • Тестовые задания как форма организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Литературный язык – основа культуры речи» / С.А. Арефьева, О.В. Арефьева, Т.А. Христолюбова // Вестник МарГУ. – Йошкар-Ола, 2015. – № 4(19). – С. 9-19.
  • Тестовые задания для организации самостоятельной работы студентов по теме «Формы существования национального языка» / О.В. Арефьева, С.А. Арефьева, Т.А. Христолюбова // Вестник МарГУ. – Йошкар-Ола, 2015. – № 5(20). – С. 5-9.
  • Потенциальные возможности дисциплины «педагогическая риторика» для формирования коммуникативной компетентности будущего учителя / О.В.Арефьева // Инновационные процессы в научной среде: мат. межд. науч.-пр. конф. – Новосибирск: Omega science, 2016.
  • Взаимосвязь обучения и воспитания в процессе преподавания «Культуры речи» в вузе / О.В.Арефьева // Современное общество, образование, наука: мат. межд. науч.-пр. конф. – Тамбов: Юком, 2016.
  • Методические аспекты трудных вопросов грамматики при изучении современного русского языка в вузе / О.В. Арефьева // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: мат. межд. науч.-пр. конф. – М.: МПГУ, 2017.
  • Развитие методики преподавания русского языка на основе технологии case-study С.А. Арефьева, О.В. Арефьева // Педагогический журнал. – Ногинск: «Аналитика-Родис». – №1. – 2017. – С. 116-125. Индексируется ВАК
  • Теория и методика обучения сочинению по картине в условиях регионального образования / О.В. Арефьева // Русский язык в диалоге культур: мат. межд. науч.-пр. конф. – Саранск: Поволжский центр культур финоугорских народов, 2017.
  • The Role of Foreign Languages in Internationalising University Curricula in Russia and beyond (Роль иностранных языков в интернационализации университетского образования в России и за рубежом) / Krasilnikova N.V., Biryukova N.A., Kolesova T.V., Arefeva O.V., Domracheva S.A. // Abstracts & Proceedings of SOCIOINT 2017 – 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities, 10-12 July, 2017 – Dubai, UAE (принято в печать). Индексируетсяв Web of Science
  • Developing cognitive independence of schoolchildren through their involvement in research activities (Развитие познавательной самостоятельности школьников через их участие в научно-исследовательской деятельности) / Arefeva S.A., Arefeva O.V., Volkova T.A., Smirnov V., Krasilnikova N.V. // Abstracts & Proceedings of SOCIOINT 2017 – 4th International Conference on Education, Social Sciences and Humanities, 10-12 July, 2017 – Dubai, UAE (принято в печать). Индексируется в Web of Science
Учебники и учебные пособия
  • Теория и методика обучения русскому языку в таблицах: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийск. гос. пед. ин-т», 2007.
  • Изучение видов придаточных в сложноподчиненном предложении на основе самостоятельной работы: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: ГОУ ВПО «Марийск. гос. пед. ин-т», 2007.

Последние объявления

ОБЪЯВЛЕНИЕ ОТ 26 МАРТА 2024 ГОДА

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников

26.03.2024

День открытых дверей

30 марта 2024 года Марийский государственный университет проводит День открытых дверей.

25.03.2024

Внимание! Важная информация по переходу с платного обучения на бесплатное!

29 марта 2024 года состоится заседание комиссии по переходу студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» с платного обучения на бесплатное.

21.03.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 2
    Вакансии
  • 10
    XVI Всероссийская научно-практическая конференция «Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации»
Все фотоотчеты