Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Арефьева Светлана Александровна

Должность
Профессор кафедры общеобразовательных дисциплин и методики их преподавания
Ученая степень
Доктор педагогических наук
Учёное звание
Профессор
+7 (8362) 31-04-28
Понедельник, 13.05-15.00, ауд. 309, корпус П, ул. Кремлёвская, 44.

Образование и ученая степень, звание
  • Марийский государственный педагогический институт имени Н.К.Крупской (1971 – 1975) – учитель русского языка и литературы.
  • Московский областной педагогический институт, очная аспирантура (1986-1989) – кандидат педагогических наук.
  • Московский педагогический государственный университет, очная докторантура (1995 – 1998) – доктор педагогических наук.
  • Доцент по кафедре методики преподавания русского языка (1994).
  • Профессор по кафедре русского языка (2001).
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
  • Серебряный сертификат базового дистанционного тестирования на знание возможностей использования системы ГАРАНТ аэро, № 309959 от 11.02.2016 г.
  • Сертификат об участии в учебно-практическом семинаре «Информационные технологии в юриспруденции и бухгалтерском учете, № 1740/16 от 4.02.2016 г.
  • Удостоверение о повышении квалификации. Курсы при ИДОиПК МарГУ «Технология создания и внедрения электронных учебно-методических комплексов в учебный процесс вуза (27.01.2012 г.); «Проектирование электронного учебного курса в условиях ФГОС 3+ (12.03.2015); MOODLE (январь 2016 г.).
  • Семинар для ученых секретарей диссертационных советов на базе Высшей школы экономики, СПб, Пушкин (2014, 2015 гг.).
Знание языков
русский, английский
Награды
  • Почетные грамоты МГПИ им. Н.К.Крупской (2002, 2004, 2006)
  • Почетные грамоты Марийского института образования (1991, 2004, 2007)
  • Почетные грамоты Министерства образования и науки Республики Марий Эл (2003, 2007, 2009, 2016)
  • Благодарственные письма Министерства образования и науки Республики Марий Эл (2015, 2016)
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2002)
  • Правительственная награда Республики Марий Эл «Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл» (2004)
  • Нагрудный Знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2010)
  • Почетные грамоты Государственного Собрания РМЭ (2012, 2014)
  • Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл
  • Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Другая профессиональная деятельность
  • член Ученого совета факультета общего и профессионального образования педагогического института МарГУ;
  • руководитель аспирантуры по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык), в которой обучались и защитили кандидатские диссертации 10 кандидатов педагогических наук (Н.М. Чугунова, Т.А. Христолюбова, Н.Д. Глизерина, Н.В. Калягина, Н.М. Лазарева, С.В. Петухова, Н.Н. Щеглова, Н.В. Никитина, Е.М. Егошина, А.Н. Подосинникова);
  • руководитель магистерской программы «Теория и методика обучения иностранным языкам и культурам» направления подготовки 45.04.02 Лингвистика;
  • председатель жюри предметной комиссии регионального этапа Всероссийской олимпиады среди школьников по русскому языку.
Общий стаж работы c 1975 года
Стаж педагогической деятельности c 1975 года
Стаж работы по специальности c 1975 года

  • Методы лингвистического анализа
  • Общее языкознание и история лингвистических учений
  • Педагогическая риторика
  • Русский язык и культура речи
  • Руководство производственной (педагогической, учебной, преддипломной) практиками
  • Теория и методика обучения русскому языку
  • Теория и методика обучения сочинениям
  • Факультативные и элективные курсы в школе

Научные интересы
  • Синтактико-стилистический аспект развития речи
  • Русский язык и культура речи
  • Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся
  • Синтаксис русского языка
  • Синтаксические и стилистические ошибки
  • Стилистика русского языка
  • Теория и методика преподавания русского языка

Количество опубликованных работ: 160
Учебники и учебные пособия
  • Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского языка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
  • Изучение грамматики во взаимосвязи со стилистикой: Программа для 5-9 классов. – Йошкар-Ола, 1998. – 26 с.
  • Рецензия как жанр школьного сочинения: пособие для учителя. - Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2002. – 42 с.
  • Арефьева С.А., Дубинина В.Л., Конючкова Л.Н. Выпускная научно-методическая интегрированная работа по проблемам обучения: учебное пособие для студентов-филологов педагогических вузов. - Йошкар-Ола: Луч, 2002. – 120 с.
  • Сочинение-рассуждение: учебно-методическое пособие. - Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2003. – 64 с.
  • Арефьева, Волкова Т. А., Уракова Н.А. Структура и содержание Единого государственного экзамена: Русский язык: учебно-методическое пособие / под. ред. проф. С.А.Арефьевой. – Йошкар-Ола: Министерство образования РМЭ, 2003. – 110 с.
  • Арефьева С.А., Петухова С.В. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку: 2003/04 учебный год: учебно-методическое пособие / под ред. И.В.Золотухиной и А.М.Новоселова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования, 2004. – 36 с.
  • Единый государственный экзамен по русскому языку-2006: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006. – 87 с.
  • Письменный экзамен по русскому языку в 9-м классе: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006. – 47 с.
  • Готовимся к экзамену по русскому языку в 9-м классе: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: Издательство «Периодика Марий Эл», 2008. – 72 с.
  • биоблиографический сборник (Абакан, 2014)
Статьи в научных журналах
  • Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях // Русский язык в школе. – М., 1998. – № 3. – С. 8-12.
  • К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся // Русский язык в школе. – М., 2000. – № 2. – С. 19-28.
  • Проверка сочинений учащихся // Русский язык в школе. – М., 2001. – № 1. – С. 7-13.
  • Анализируем вместе // Русский язык в школе. – М., 2001. – № 4. – С. 140-141.
  • Почему нельзя так говорить // Русский язык в школе и дома. – М., 2001. – № 6. – С. 140-141.
  • Анализируем вместе // Русский язык в школе и дома. – М., 2002. – № 1. – С. 20-22.
  • Оценка сочинения-описания // Русский язык в школе и дома. – М., 2002. – № 3. – С. 22-24.
  • Сочинение-повествование // Русский язык в школе и дома. – М., 2002. – № 5. – С. 21-23.
  • Сочинение-рассуждение // Русский язык в школе и дома. – М., 2003. – № 1. – С. 17-19.
  • Готовимся к единому государственному экзамену: сочинение-рецензия // Русский язык в школе и дома. – М., 2003. – № 2. – С. 22-25.
  • Оценка сочинения-рассуждения в жанре рецензии // Русский язык в школе и дома. – М., 2003. – № 5. – С. 21-23.
  • Как определить принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи // Русский язык в школе и дома. – М., 2004. – № 2. – С. 22-24.
  • Анализ исходного текста как подготовка «рабочих материалов» к сочинению-рецензии // Русский язык в школе и дома. – М., 2004. – № 6. – С. 22-25.
  • Как определить стилевую принадлежность текста // Русский язык в школе и дома. – М., 2005. – № 6. – С. 28-31.
  • Сочинение по прочитанному тексту // Русский язык в школе. – М., 2006. – № 5. – С. 14-18.
  • Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов // Русский язык в школе. – М., 2007. – № 5. – С. 3-6.
  • Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему // Русский язык в школе. – М., 2008. – № 4. – С. 5-9.
Главы в монографиях и сборниках научных трудов
  • Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся: Монография. – Москва: Прометей, 1997. – 160 с.
  • Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. – Москва: Прометей, 1998. – 342 с.
  • «Текст в системе обучения изложению и сочинению», Й-Ола, 2014, 144 с.
  • Языковые и содержательные приемы сжатия текста // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2009. - № 2 (21): Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: в 3-х ч. – Ч.3. – С. 12-14.
  • Формирование системы ценностей на уроках русского языка // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): материалы международной научно-практической конференции (19-20 марта 2009 г.). - Москва: МПГУ, Ярославль: Ремдер, 2009. – С. 57-59.
  • Методика русского языка как педагогическая наука // Вестник МарГУ: научный журнал; гл. ред. В.И.Макаров. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2009, № 4. – С. 81-83.
  • Принцип взаимосвязи в изучении разделов русского языка как основа коммуникативного образования учащихся // Словесник. Учитель. Личность: материалы всероссийской научно-практической. - Чебоксары: ЧГПУ, 2010. – С. 116-121.
  • Языковая норма как основная категория культуры речи // Сокровищница жизни человека: русский язык, литература, культура: материалы международной научно-практической конференции. - Шуя: ШГПУ, 2010. – С. 37-38.
  • Профессиональная подготовка учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2011. - № 4 (72). – Ч. 2. - С. 13-17.
  • Педагогические условия формирования готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся / И.С. Чупряков, С.А. Арефьева // Современные проблемы науки и образования. - 2011. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/100-5208.
  • Реализация текстового подхода в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы // Современные проблемы науки и образования / С.А. Арефьева, А.Н. Подосинникова. - 2012. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/102-5951.
  • Методика преподавания русского языка в современной науке // Наука и образование в жизни современного общества: сб. мат. межд. науч.-пр. конф. - Тамбов, 2012. – Ч.8. – С. 11-12.
  • Христолюбова Т.А. Внеклассная работа по русскому языку: учебно-методическое пособие; под ред. проф. С.А.Арефьевой. - Йошкар-Ола: ГУП «Типография Правительства РМЭ», 2009. – 152 с.
  • Наумова Н.В. Развитие логического мышления учащихся на уроках русского языка (на материале обучения тексту типа рассуждения): монография; науч. ред. С.А.Арефьева. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 159 с.
  • Наумова Н.В. Коммуникативно-развивающая технология обучения тексту типа рассуждения: учебно-методическое пособие; науч. ред. проф. С.А.Арефьева. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 56 с.
  • Наумова Н.В. Обучение сочинению-рассуждению в школе: учебно-методическое пособие; науч. ред. проф. С.А.Арефьева. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 40 с.
  • Глизерина Н.Д. Работа над повествованием как типом речи при изучении грамматики: учебно-методическое пособие; науч. ред. проф. С.А.Арефьева. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 60 с.

Последние объявления

Объявление от 23 апреля о выборах заведующих кафедрами

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет выборы на замещение должностей заведующих кафедрами

23.04.2024

Объявление о выборах декана от 23 апреля

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет выборы на замещение должности декана

23.04.2024

Объявление от 23 апреля

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников

23.04.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 4
    Студенты МарГУ - победители Всероссийского молодежного фестиваля-конкурса вокально-инструментального творчества «Серебряные струны»!
  • 4
    На базе МарГУ прошла лекция известного историка
Все фотоотчеты