Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Арефьева Светлана Александровна

Должность
Профессор кафедры общеобразовательных дисциплин и методики их преподавания
Ученая степень
Доктор педагогических наук
Учёное звание
Профессор
+7 (8362) 31-04-28
Понедельник, 13.05-15.00, ауд. 309, корпус П, ул. Кремлёвская, 44.

Образование и ученая степень, звание
  • Марийский государственный педагогический институт имени Н.К.Крупской (1971 – 1975) – учитель русского языка и литературы.
  • Московский областной педагогический институт, очная аспирантура (1986-1989) – кандидат педагогических наук.
  • Московский педагогический государственный университет, очная докторантура (1995 – 1998) – доктор педагогических наук.
  • Доцент по кафедре методики преподавания русского языка (1994).
  • Профессор по кафедре русского языка (2001).
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
  • Серебряный сертификат базового дистанционного тестирования на знание возможностей использования системы ГАРАНТ аэро, № 309959 от 11.02.2016 г.
  • Сертификат об участии в учебно-практическом семинаре «Информационные технологии в юриспруденции и бухгалтерском учете, № 1740/16 от 4.02.2016 г.
  • Удостоверение о повышении квалификации. Курсы при ИДОиПК МарГУ «Технология создания и внедрения электронных учебно-методических комплексов в учебный процесс вуза (27.01.2012 г.); «Проектирование электронного учебного курса в условиях ФГОС 3+ (12.03.2015); MOODLE (январь 2016 г.).
  • Семинар для ученых секретарей диссертационных советов на базе Высшей школы экономики, СПб, Пушкин (2014, 2015 гг.).
Знание языков
русский, английский
Награды
  • Почетные грамоты МГПИ им. Н.К.Крупской (2002, 2004, 2006)
  • Почетные грамоты Марийского института образования (1991, 2004, 2007)
  • Почетные грамоты Министерства образования и науки Республики Марий Эл (2003, 2007, 2009, 2016)
  • Благодарственные письма Министерства образования и науки Республики Марий Эл (2015, 2016)
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2002)
  • Правительственная награда Республики Марий Эл «Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл» (2004)
  • Нагрудный Знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2010)
  • Почетные грамоты Государственного Собрания РМЭ (2012, 2014)
  • Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл
  • Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Другая профессиональная деятельность
  • член Ученого совета факультета общего и профессионального образования педагогического института МарГУ;
  • руководитель аспирантуры по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык), в которой обучались и защитили кандидатские диссертации 10 кандидатов педагогических наук (Н.М. Чугунова, Т.А. Христолюбова, Н.Д. Глизерина, Н.В. Калягина, Н.М. Лазарева, С.В. Петухова, Н.Н. Щеглова, Н.В. Никитина, Е.М. Егошина, А.Н. Подосинникова);
  • руководитель магистерской программы «Теория и методика обучения иностранным языкам и культурам» направления подготовки 45.04.02 Лингвистика;
  • председатель жюри предметной комиссии регионального этапа Всероссийской олимпиады среди школьников по русскому языку.
Общий стаж работы c 1975 года
Стаж педагогической деятельности c 1975 года
Стаж работы по специальности c 1975 года

  • Методы лингвистического анализа
  • Общее языкознание и история лингвистических учений
  • Педагогическая риторика
  • Русский язык и культура речи
  • Руководство производственной (педагогической, учебной, преддипломной) практиками
  • Теория и методика обучения русскому языку
  • Теория и методика обучения сочинениям
  • Факультативные и элективные курсы в школе

Научные интересы
  • Синтактико-стилистический аспект развития речи
  • Русский язык и культура речи
  • Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся
  • Синтаксис русского языка
  • Синтаксические и стилистические ошибки
  • Стилистика русского языка
  • Теория и методика преподавания русского языка

Количество опубликованных работ: 160
Учебники и учебные пособия
  • Десяева Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского языка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
  • Изучение грамматики во взаимосвязи со стилистикой: Программа для 5-9 классов. – Йошкар-Ола, 1998. – 26 с.
  • Рецензия как жанр школьного сочинения: пособие для учителя. - Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2002. – 42 с.
  • Арефьева С.А., Дубинина В.Л., Конючкова Л.Н. Выпускная научно-методическая интегрированная работа по проблемам обучения: учебное пособие для студентов-филологов педагогических вузов. - Йошкар-Ола: Луч, 2002. – 120 с.
  • Сочинение-рассуждение: учебно-методическое пособие. - Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2003. – 64 с.
  • Арефьева, Волкова Т. А., Уракова Н.А. Структура и содержание Единого государственного экзамена: Русский язык: учебно-методическое пособие / под. ред. проф. С.А.Арефьевой. – Йошкар-Ола: Министерство образования РМЭ, 2003. – 110 с.
  • Арефьева С.А., Петухова С.В. Сборник олимпиадных заданий по русскому языку: 2003/04 учебный год: учебно-методическое пособие / под ред. И.В.Золотухиной и А.М.Новоселова. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования, 2004. – 36 с.
  • Единый государственный экзамен по русскому языку-2006: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006. – 87 с.
  • Письменный экзамен по русскому языку в 9-м классе: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006. – 47 с.
  • Готовимся к экзамену по русскому языку в 9-м классе: учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: Издательство «Периодика Марий Эл», 2008. – 72 с.
  • биоблиографический сборник (Абакан, 2014)
Статьи в научных журналах
  • Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях // Русский язык в школе. – М., 1998. – № 3. – С. 8-12.
  • К вопросу о стилистических ошибках в письменной речи учащихся // Русский язык в школе. – М., 2000. – № 2. – С. 19-28.
  • Проверка сочинений учащихся // Русский язык в школе. – М., 2001. – № 1. – С. 7-13.
  • Анализируем вместе // Русский язык в школе. – М., 2001. – № 4. – С. 140-141.
  • Почему нельзя так говорить // Русский язык в школе и дома. – М., 2001. – № 6. – С. 140-141.
  • Анализируем вместе // Русский язык в школе и дома. – М., 2002. – № 1. – С. 20-22.
  • Оценка сочинения-описания // Русский язык в школе и дома. – М., 2002. – № 3. – С. 22-24.
  • Сочинение-повествование // Русский язык в школе и дома. – М., 2002. – № 5. – С. 21-23.
  • Сочинение-рассуждение // Русский язык в школе и дома. – М., 2003. – № 1. – С. 17-19.
  • Готовимся к единому государственному экзамену: сочинение-рецензия // Русский язык в школе и дома. – М., 2003. – № 2. – С. 22-25.
  • Оценка сочинения-рассуждения в жанре рецензии // Русский язык в школе и дома. – М., 2003. – № 5. – С. 21-23.
  • Как определить принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи // Русский язык в школе и дома. – М., 2004. – № 2. – С. 22-24.
  • Анализ исходного текста как подготовка «рабочих материалов» к сочинению-рецензии // Русский язык в школе и дома. – М., 2004. – № 6. – С. 22-25.
  • Как определить стилевую принадлежность текста // Русский язык в школе и дома. – М., 2005. – № 6. – С. 28-31.
  • Сочинение по прочитанному тексту // Русский язык в школе. – М., 2006. – № 5. – С. 14-18.
  • Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и прочитанного текстов // Русский язык в школе. – М., 2007. – № 5. – С. 3-6.
  • Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему // Русский язык в школе. – М., 2008. – № 4. – С. 5-9.
Главы в монографиях и сборниках научных трудов
  • Синтаксические и стилистические ошибки в письменной речи учащихся: Монография. – Москва: Прометей, 1997. – 160 с.
  • Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. – Москва: Прометей, 1998. – 342 с.
  • «Текст в системе обучения изложению и сочинению», Й-Ола, 2014, 144 с.
  • Языковые и содержательные приемы сжатия текста // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2009. - № 2 (21): Языкознание и литературоведение в синхронии и диахронии и методика преподавания языка и литературы: в 3-х ч. – Ч.3. – С. 12-14.
  • Формирование системы ценностей на уроках русского языка // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни): материалы международной научно-практической конференции (19-20 марта 2009 г.). - Москва: МПГУ, Ярославль: Ремдер, 2009. – С. 57-59.
  • Методика русского языка как педагогическая наука // Вестник МарГУ: научный журнал; гл. ред. В.И.Макаров. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2009, № 4. – С. 81-83.
  • Принцип взаимосвязи в изучении разделов русского языка как основа коммуникативного образования учащихся // Словесник. Учитель. Личность: материалы всероссийской научно-практической. - Чебоксары: ЧГПУ, 2010. – С. 116-121.
  • Языковая норма как основная категория культуры речи // Сокровищница жизни человека: русский язык, литература, культура: материалы международной научно-практической конференции. - Шуя: ШГПУ, 2010. – С. 37-38.
  • Профессиональная подготовка учителя русского языка к работе по развитию речи учащихся // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2011. - № 4 (72). – Ч. 2. - С. 13-17.
  • Педагогические условия формирования готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся / И.С. Чупряков, С.А. Арефьева // Современные проблемы науки и образования. - 2011. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/100-5208.
  • Реализация текстового подхода в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы // Современные проблемы науки и образования / С.А. Арефьева, А.Н. Подосинникова. - 2012. - № 2; URL: http://www.science-education.ru/102-5951.
  • Методика преподавания русского языка в современной науке // Наука и образование в жизни современного общества: сб. мат. межд. науч.-пр. конф. - Тамбов, 2012. – Ч.8. – С. 11-12.
  • Христолюбова Т.А. Внеклассная работа по русскому языку: учебно-методическое пособие; под ред. проф. С.А.Арефьевой. - Йошкар-Ола: ГУП «Типография Правительства РМЭ», 2009. – 152 с.
  • Наумова Н.В. Развитие логического мышления учащихся на уроках русского языка (на материале обучения тексту типа рассуждения): монография; науч. ред. С.А.Арефьева. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 159 с.
  • Наумова Н.В. Коммуникативно-развивающая технология обучения тексту типа рассуждения: учебно-методическое пособие; науч. ред. проф. С.А.Арефьева. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 56 с.
  • Наумова Н.В. Обучение сочинению-рассуждению в школе: учебно-методическое пособие; науч. ред. проф. С.А.Арефьева. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 40 с.
  • Глизерина Н.Д. Работа над повествованием как типом речи при изучении грамматики: учебно-методическое пособие; науч. ред. проф. С.А.Арефьева. - Йошкар-Ола: МарГУ, 2010. – 60 с.

Последние объявления

Объявление от 27 августа 2024 года

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников,относящихся к профессорско-преподавательскому составу по:

27.08.2024

Объявление от 11 июля о конкурсе ППС

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

11.07.2024

Объявление от 11 июля о выборах заведующих кафедрами

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет выборы на замещение должностей заведующих кафедрами

11.07.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 8
    В МарГУ презентовали книгу «Дом на Коммунистической»
  • 10
    «Через горы к Морю»
Все фотоотчеты