Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Карпов Игорь Петрович

Должность
Профессор кафедры русского языка, литературы и журналистики
Ученая степень
Доктор филологических наук
Учёное звание
Профессор

Образование и ученая степень, звание
  • Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской – учитель русского языка и литературы (1978)
  • Московский государственный педагогический университет им. В. И. Ленина – кандидат филологических наук (1983)
  • Московский государственный педагогический университет им. В. И. Ленина – доктор филологических наук (1999)
  • Член-корреспондент МАНПО (Международной академии наук педагогического образования) (2000)
  • Марийский государственный университет – Почетный профессор Марийского государственного университета (2012)
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122406232362 от 10.11.2018, Современные информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя в условиях реализации ФГОС ВО, 24 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122408849280 от 22.02.2019, "Организация образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования", 72 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 122408849600 от 15.03.2019, "Оказание первой помощи работниками образовательной организации", 36 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Удостоверение о повышении квалификации № 00639/20 от 25.09.2020 "Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда", 40 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • Диплом о профессиональной переподготовке № 122408209718 от 29.12.2018 по программе «‎Преподаватель образовательной организации высшего образования»‎, 252 часа, ФГБОУ ВО «‎Марийский государственный университет»‎;
Знание языков
английский
Награды
  • Почётное звание «Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл (2002)
  • Почётное звание «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2011)
  • Министерство образования Республики Марий Эл. Почетная грамота. За добросовестный труд в подготовке педагогических кадров для республики и в связи с 70-летием со дня основания вуза. Приказ № 127 от 25 сентября 2001 года.
  • Государственное собрание. Почетная грамота. За значительный личный вклад в дело подготовки квалифицированных специалистов для России и Республики Марий Эл и в связи с Днем российской науки. 8 февраля 2011 года. № 13.
  • Министерство образования и науки Республики Марий Эл. Почётная грамота. За заслуги в области образования и многолетний добросовестный труд. Приказ от 19 июня 2018 года № 186-к.
Другая профессиональная деятельность
  • Член редколлегии журнала «Литера» (г. Йошкар-Ола).
Общий стаж работы c 1978 года
Стаж педагогической деятельности c 1978 года
Стаж работы по специальности c 1978 года

  • Филология в системе современного гуманитарного знания
  • Литературоведческий анализ художественного текста в школе
  • Теория литературы
  • Литература русского зарубежья

Научные интересы
  • теория литературы
  • русская литература
  • авторология
  • русская литература Республики Марий Эл
  • русскоязычная национальная (марийская) литература Республики Марий Эл

Количество опубликованных работ: более 270
Учебники и учебные пособия
  • Проза Ивана Бунина: кн. для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. М.: Флинта-Наука, 1999. – 336 с.
  • Любовь – первая, последняя, единственная (И. С. Тургенев, И. С. Шмелев, А. П. Чехов, И. А. Бунин). 9–11 классы. Материалы к урокам: Пособие для учителя. – Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2003. – 72 с. (Лаборатория аналитической филологии).
  • Человек творящий: православные традиции в русской литературе: в 2 ч.: пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007. – Часть 1. - 222 с.; Часть 2. – 191 с.
  • Шмелев в школе. Поурочное планирование. Материалы к урокам. Вопросы и задания. Анализ произведений. Внеклассная работа. Межпредметные связи: книга для учителя. –– М.: Дрофа, 2004. - 320 с. (2-е изд., стер. - 2007; 3-е изд., стер. – 2010).
  • Словарь авторологических терминов (учебно-методический вариант): книга для учителей, студентов, преподавателей, аспирантов. 3-е изд., испр. и доп. – Йошкар-Ола: Мар. Гос. ун-т, 2012. – 212 с. (Авторология русской литературы. Том 3).
  • Открытый урок по литературе (Материалы, конспекты, планы): Пособие для учителей / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. – М.: Московский Лицей, 1997. – Вып. I. – 160 с.
  • Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. – М.: Московский Лицей, 1998. – Вып. II. – 352 с. (Доп. изд. – 1999. 2-е изд. 2000. 3-е изд. 2001. 4-е изд. 2001.)
  • Открытый урок по литературе: Русская литература XX века (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. – М.: Московский Лицей, 1999. – Вып. III. – 460 с. (2-е изд. 2000. 3-е изд. 2001. 4-е изд. 2001.)
  • Открытый урок по литературе: Русская клас¬си¬чес¬кая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. – М.: Московский Лицей, 2000. – Вып. IV. – 420 с. (2-е изд. – 2001.)
  • Открытый урок по литературе: Русская литература XVIII–XX веков (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителя / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. – М.: Московский Лицей, 2001. – Вып. V. – 432 с.
  • Открытый урок по литературе: 5–11 классы (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. – М.: Московский Лицей, 2002. – Вып. VI. – 384 с.
  • Открытый урок по литературе. 5 11 кл.: Пособие для учителя: В 2 кн. Кн. 1: Конспекты уроков: / Ред.-сост. Н. Н. Старыгина, И. П. Карпов. – М.: Московский Лицей, 2003. – Книга 1. – 480 с.
  • Открытый урок по литературе. 5 11 кл: Пособие для учителя: В 2 кн. Кн. 2.: Материалы к урокам / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. – М.: Московский Лицей, 2003. – Книга 2. – 440 с.
  • Конспекты уроков для учителя литературы: 8 кл.: Творчество А. С. Грина: Пособие для учителя / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 224 с.
  • Конспекты уроков для учителя литературы: 5, 11 кл.: Творчество Е. И. Замятина: Пособие для учителя / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 192 с.
  • Конспекты уроков для учителя литературы: 5–11 кл.: А. М. Горький, И. С. Шмелев, Б. К. Зайцев: По¬со¬бие для учителя / Ред.-сост. И. П. Карпов, Н. Н. Ста¬рыгина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
  • Конспекты уроков для учителя литературы: 6–10 кл.: Н. В. Гоголь, Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой: Пособие для учителя / Ред.-сост. Н. Н. Старыгина, И. П. Карпов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
  • Конспекты уроков для учителя литературы. Обзорные уроки для подготовки к экзамену. XIX век / Сост. Н. Н. Стары¬гина, И. П. Карпов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 384 c.
  • Конспекты уроков для учителя литературы. Обзорные уроки для подготовки к экзамену. XX век / Сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 312 с.
  • А. С. Пушкин. Борис Годунов: Тексты, комментарии, материалы, моделирование уроков: Научно-методическое пособие для вуза и школы / Под ред. Н. Н. Старыгиной, И. П. Карпова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 304 с. (Уроки русской словесности). (В соавт.)
  • М. Ю. Лермонтов. Маскарад: Текст, коммента¬рии, материалы, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Научно-методическое пособие для вуза и школы / Под ред. Н. Н. Старыгиной, И. П. Карпова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. (Уроки русской словесности). (В соавт.)
  • А. П. Чехов. Дама с собачкой. И. А. Бунин. Чистый понедельник. А. И. Куприн. Суламифь: Тексты, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Научно-методическое пособие для вузов и школ / Под ред. И. П. Карпова, Н. Н. Старыгиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 352 с. (Уроки русской словесности). (В соавт.)
  • Л. Н. Андреев. Красный смех. А. М. Ремизов. Петушок: Тексты, комментарии, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Научно-методическое пособие для вуза и школы / Под ред. И. П. Карпова, Н. Н. Старыгиной. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 384 с. (Уроки русской словесности). (В соавт.)
  • А. П. Чехов. Авторологические интерпретации: Материалы к школьному учебнику. – Йошкар-Ола: Марийский государ¬ственный педагогический институт; Лаборатория аналити¬ческой фило¬логии, 2004. – 98 с. (Библиотека Лаборатории аналитической филологии. Сер. 3: Феномены творения. Вып. 3.)
  • И. С. Шмелев. “Лето Господне”, “Богомолье”, “Свет Разума”: Уроки по технологии ФОД. – Йошкар-Ола: Марийский государственный педа¬гогический институт, Лаборатория аналитической филологии, 2004. – 98 с. (Библиотека Лаборатории аналитической филологии. Сер. 3: Феномены творения. Вып. 2.)
Статьи в научных журналах
  • Антропо-авторологическая парадигма (методологический и методический аспекты) // Филологический журнал. – 2011. – Вып. 18. – С. 90-100.
  • Авторологическая парадигма (к методологии анализа литературно-художественного произведения) // Науковий вiстник Миколаiвского державного унiверситету iменi В.О.Сухомлинського: збiрник наукових праць. Т.4. Випуск 9 «Фiлологiчнi науки». – Миколаiв: МНУ iменi В.О.Сухомлинського, 2012. – С.61-68.
  • Народность литературы (русско-марийские сопоставления) // Вестник Марийского государственного университета: Научный журнал. – Йошкар-Ола, 2012. ‒ № 10. – С. 62‒66.
  • Идейно-эмоциональные центры литературного процесса: стихотворение «К ненашим» Н.М.Языкова // Вестник Вятского ГГУ. Филология и искусствоведение. – Киров, 2012. – № 2. – С. 84-87.
  • «Агитационный документ декабризма» («Горе от ума» А. С. Грибоедова)// Вестник лаборатории аналитической филологии. – Йошкар-Ола: МарГУ, Лаборатория аналитической филологии, 2014. – С. 75-105.
  • Авторология (понятийно-концептуальная основа) // Вестник Марийского государственного университета. – 2014. – Вып. 3 (15). – С. 75-78.
  • Авторология и эстетическая критика И. А. Ильина // Вестник Марийского государственного университета. – Йошкар-Ола, 2017. – № 1. – С. 70-77
Статьи в профессиональных журналах
  • Женщина в любовной ситуации (И. Бунин. “Темные аллеи”) // Филологи¬ческий журнал: Проблемы литературоведения и препода¬вания литературы в школе: Межвуз. сб. научн. статей. – Южно-Сахалинск: Южно-Сахалинский ГПИ, 1995. – С. 27-32.
  • Миры Николая Михеева // Литера: Литературно-художественный журнал. – Йошкар-Ола, 2012. – № 2. – С. 58-64.
  • Высокогорье печали Екатерины Добролюбовой // Литера: Литературно-художественный журнал Республики Марий Эл. – Йошкар-Ола, 2016. – № 2. – С. 120-143.
  • Семантическое поле зрения (Творчество Л. Н. Андреева) // Вестник лаборатории аналитической филологии / Гл. ред. И. П. Карпов. – Йошкар-Ола: Марийский государственный педагогический институт, 2000. – Вып. 1. – С. 26–42.
  • Автор и логико-семантическая структура метавысказывания // Вестник лаборатории аналитической филологии / Глав. ред. И. П. Карпов. - Йошкар-Ола: Марийский государственный педагогический институт; Лаборатория аналитической филологии, 2003. – Вып. 2. – С. 187-188
  • Князь Мышкин – verte – Смердяков (предикативная сущность творческого акта Достоевского) // Вестник лаборатории аналитической филологии / Гл. ред. И. П. Карпов. Йошкар-Ола: Марийский государственный педагогический институт; Лаборатория аналитической филологии, 2006. Вып. 3. С. 88-115.
  • История русской словесности, или История словесности русского народа // Вестник лаборатории аналитической филологии / Гл. ред. И. П. Карпов. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет; Лаборатория аналитической филологии, 2010. – Вып. 4. – С. 67-83.
  • Протоситуативность русской словесности (поэзия пестования) // Вестник лаборатории аналитической филологии / Лаборатория аналитической филологии / Гл. ред. И. П. Карпов. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т., 2012. – Вып. 5. – С. 17–40.
  • Понятийно-концептуальная основа авторологии (К выходу в свет третьего издания «Словаря авторологических терминов») // Вестник лаборатории аналитической филологии. – Йошкар-Ола: МарГУ, Лаборатория аналитической филологии, 2014. – Вып. 6. – С. 265-272.
  • Рец.: Федосеева Н. А. Истоки формирования художественной словесности народа мари // Финно-угроведение: Научный журнал. 2019. № 60. С. 191-196.
Главы в монографиях и сборниках научных трудов
  • Авторология русской литературы (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. М. Ремизов): Монография. – Йошкар-Ола: Издательство “Марево”, 2003. – 448 с. (2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2011; 3-е изд., стер. – М.: Флинта, 2017).
  • Авторология русской литературы (аспекты, парадигмы): Монография. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет; Лаборатория аналитической филологии, 2010. – 384 с. (Авторология русской литературы. Том 2).
  • Авторология русской литературы: От авторологии к процессологии: Монография. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, Лаборатория аналитической филологии, 2017. – 402 с. (Авторология русской литературы. Том 4).
  • Русская поэзия Республики Марий Эл (Советский период): Монография / Марийский государственный университет; Лаборатория аналитической и прикладной филологии. – Йошкар-Ола: ООО ИПФ «Стринг», 2018. – 320 с.
  • Русская поэзия Республики Марий Эл (Современный период): Монография / Марийский государственный университет; Лаборатория аналитической и прикладной филологии. – Йошкар-Ола: ООО ИПФ «Стринг», 2019. – 320 с.

Последние объявления

Создай медиатекст, прояви творческие способности и получи сертификат абитуриента МарГУ!

30 ноября был дан старт IX Республиканскому конкурсу медиатекстов "МОЛОДОЕ ПЕРО". К участию в Конкурсе приглашаются учащиеся 9-11 классов общеобразовательных учреждений города Йошкар-Олы и районов Республики Марий Эл.

03.12.2021

Всероссийская онлайн олимпиада по фармакогнозии

Уважаемые студенты!

Кафедра экологии Института естественных наук и фармации Марийского государственного университета приглашает принять участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде по фармакогнозии. Олимпиада состоится 29 ноября 2021 года с 10.00 до 16.00 ч. по московскому времени.

25.11.2021

Заседание Ученого совета университета

Заседание Ученого совета МарГУ состоится в понедельник, 29 ноября 2021 года в 14.00 час. (аудитория 329, корпус «А»).

24.11.2021



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 2
    Лекция для слушателей «Школы фермера» направления «Пчеловодство и переработка продукции пчеловодства»
  • 3
    Студенты ФОиПО приняли участие в этап IV Внутривузовской олимпиаде студентов по педагогике имени академика З.И. Равкина
Все фотоотчеты