Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Морова Наталья Сергеевна

Должность
Профессор кафедры психологии развития и образования
Ученая степень
Доктор педагогических наук
Учёное звание
Профессор
68-79-00
Понедельник, четверг 13:00-15:00, каб. №337, уч.к. №1, ул. Кремлевская, 44

Образование и ученая степень, звание
  • высшее, МГПИ им. Н.К. Крупской (г. Йошкар-Ола, 1967 г)
  • аспирантура, ЛГПИ им. А.И.Герцена (г.Санкт-Петербург, 1977 г). Диплом кандидата психологических наук, от 16.05.1977 г.
  • докторантура, Институт социальной педагогики РАО (г. Москва, 5.12.1997). Диплом доктора педагогических наук, от 27.11.1998.
  • добавить профессор с 1999 года
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
  • 1. Диплом о профессиональной переподготовке № 122408209912 от 29.12.2018, "Менеджмент", ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 2. Диплом о профессиональной переподготовке № 122408210109 от 31.01.2019, "Психология: психологические дисциплины", 252 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 3. Диплом о профессиональной переподготовке № 12411045538 от 13.07.2020, «Психолого-педагогическое образование: преподавание дисциплин профессиональной подготовки педагогов-психологов в образовательной организации высшего образования», ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 4. Удостоверение о повышении квалификации № 122407682288 от 28.11.2018, "Управление персоналом", 36 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 5. Удостоверение о повышении квалификации № 122407682181 от 28.11.2018, Государственное и муниципальное управление", 36 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 6. Удостоверение о повышении квалификации №122407682460 от 14.12.2018, "Современные информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя в условиях реализации ФГОС ВО", 24 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 7. Удостоверение о повышении квалификации № 122408848995 от 08.02.2019, "Оказание первой помощи работниками образовательной организации", 36 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 8. Удостоверение о повышении квалификации № 122408848813 от 25.01.2019, "Организация образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования", 72 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 9. Удостоверение о повышении квалификации №180000412125 от 17.06.2019 г. «Содержательно-методические и технологические основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с инвалидностью» 72 часа, ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет";
  • 10. Удостоверение о повышении квалификации № 00330/20 от 30.07.2020, "Программа обучения по охране труда (обучение работодателей и работников вопросам охраны труда)", 40 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет.
Знание языков
английский
Награды
  • 1. Лауреат Государственной премии Республики Марий Эл им. М.Н. Янтемира» в области гуманитарных наук (2013);
  • 2. Почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл» (1991).
  • 3. Лауреат Президентского фонда «Дети России»(1997 г);
  • 4. «Лауреат Президентского фонда Дети России» (1999);
  • 5. Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы» (2000 );
  • 6. Имеет Международную медаль им. Я. Корчака (за книгу «Детский Орден Милосердия») (2001);
  • 7. Почетная грамота Государственного Собрания Республики Марий Эл за активную работу с подростками и детьми-инвалидами;
  • 8. Почетное звание «Основатель научной школы» (2008)
  • 9. Орден LABORE ET SCIENTIA – ТРУДА И ЗНАНИЯ (2013).
  • 10.  Грант Института «Открытое общество» (программа RSS) (1997 г);
  • 11.  Субсидированный российско-американский проекта «Поддержка российских неправительственных организаций в социальной сфере» (1994 – 1996 г.);
  • 12.  Грант Российского Гуманитарного научного фонда на разработку научно-исследовательского проекта «Социальная работа с детьми-инвалидами по месту жительства» (2000 г.);
  • 13.  Грант Фонда «Гармония» за проект «Обучение Интернету волонтёров для работы с детьми-инвалидами» Управления образовательных программ США по программе «Обучение и доступ к Интернету» (2001 г.);
  • 14.  Грант Президента Республики Марий Эл за проект «Рука в руке: профилактика беспризорности подростков силами молодежного волонтерского движения» (2003 г.);
  • 15.  Грант Президента Республики Марий Эл за проект «Йошкар-Олинский Гаврош: апробация модели молодежной волонтерской инициативы по профилактике подростковой беспризорности» (2004 г.);
  • 16.  Грант Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» Общественной палаты РФ за проект «Волонтёрам – новые информационные технологии» на материальное обеспечение деятельности молодежной общественной организации (2006 г.);
  • 17.  Грант Президента Республики Марий Эл за лучший педагогический отряд (2007 г.);
  • 18.  Грант МГПИ им.Н.К. Крупской за проект «Психолого-педагогическая поддержка детей из неполных семей» (2007 г.);
  • 19.  Грант Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» Общественной палаты РФ за проект «Молодежь – году семьи: профилактика беспризорности подростков силами молодежного волонтерского движения» (2007 г.);
  • 20.  Грант Президента Республики Марий Эл за лучший педагогический отряд (2008 г.);
  • 21.  Грант Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» Общественной палаты РФ «Волонтеры – детям: социальная реабилитация детей из неполных и неблагополучных семей силами студенческого волонтерского движения» (2008 г.);
  • 22.  Грант Фонда Серафима Саровского за проект «Большие Братья/ Большие сестры: индивидуальная социально-педагогическая помощь детям силами студентов-волонтеров» (2010 г.);
  • 23.  Межрегиональный грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации за проект «Большие Братья/ Большие Сестры»: индивидуальная профилактическая работа с семьями и детьми группы риска» (2009 г.).
  • 24.  Грант РГНФ №15-16-12601 "Мониторинг социальных потребностей и качества образовательных услуг в системе дополнительного образования взрослых Республики Марий Эл" (2015);
  • 25.  Грант по программе ТЕМПУС № 54410-TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPHE «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России» (2013-2017 гг.)
Другая профессиональная деятельность
  • 1. Председатель Постоянной комиссии по  социальным вопросам деятельность: Собрания депутатов Городского округа "Йошкар- Ола";
  • 2. Научный руководитель программы дополнительного образования МарГУ "Университет третьего возраста" ;
  • 3. Научный руководитель Программы СПО-ФДО "Детский Орден Милосердия" ( г. Москва);
  • 4. Научный руководитель Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Детские и молодежные социальные инициативы " (ДИМСИ);
  • 5. Командир студенческого педагогического отряда "Милосердие", куратор   педагогического направления  Марийского областного Штаба студенческих трудовых отрядов;
  • 6. Член  редколлегии журнала "Вестник Марийского государственного университета" (ВАК);
  • 7. Член редколлегии журнала "Вестник Чувашского государственного университета"(ВАК) Член редколлегии журнала "Образование и бизнес" (ВАК)
Общий стаж работы c 1973 года
Стаж педагогической деятельности c 1970 года
Стаж работы по специальности c 1973 года

  • Основы прлоектной деятельности
  • Профессиональное саморазвитие личности
  • Этнопсихология

Научные интересы
  • Социальная педагогика
  • психология
  • социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ
  • теория и практика работа с пожилыми людьми.

Количество опубликованных работ: 400
Учебники и учебные пособия
  • 1.Морова Н.С., Дремина И.Е. Технология организации волонтерской деятельности по индивидуальному сопровождению детей группы социального риска (программа БББС): учебно-методическое пособие / Н.С. Морова, И.Е. Дремина. − М, 2010. – 122 с.
  • 2. Морова Н.С. Формирование гражданственности студентов в условиях воспитательной системы вуза: учебно-методическое пособие / Н.С. Морова. - Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2010. – 60 с.
  • 3. Морова Н.С., Волкова Е.В. Формирование позитивного отношения к материнству у девочек-подростков из неполных семей: учебно-методическое пособие. / Н.С. Морова, Е.В. Волкова, Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2010. – 104 с.
  • 4. Морова Н.С., Фролов И.В., Научно-педагогические основы формирования готовности студентов гуманитарного вуза к самореализации в процессе гражданского воспитания: научно-методическое пособие. / Н.С. Морова, И.В. Фролов, – Казань, Изд-во «Печать-Сервис-XXI век», 2010. – 79 с
  • 5. Морова, Н.С., Шамсутдинов И.Г. Содержание и особенности социально-педагогической работы со студентами в России и за рубежом: учебно-методическое пособие // Н.С. Морова, И.Г. Шамсутдинов. - Казань: Изд-во "Печать-Сервис-XXI век", 2011. - 72 с.
  • 6. Морова, Н.С., Заболотских, О.П. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии: . программа и учебно-методическое пособие // Н.С. Морова, О.П. Заболотских // ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: Изд-во «Современное образование», 2013. – 184 с.
  • 7. Морова, Н.С., Домрачева, С.А. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей в возрасте от 3 до 6 лет: программа и учебно-методическое пособие / Н.С. Морова, С.А. Домрачева / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: Изд-во «Современное образование», 2013. – 180 с.
  • 8. Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы марийского государственного университета / С.А. Домрачева, Л.В. Лежнина, Н.С. Морова; отв. ред. Л.В. Лежнина. – Йошкар-Ола, 2017. – 123 с.
Статьи в научных журналах
  • 1. Морова, Н.С. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.С. Морова, О.П. Заболотских // Социальная педагогика в России, 2012. - №3. – С. 30-39.
  • 2. Морова, Н.С. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Морова // Социальная педагогика в России. - 2012. - №2. - С. 33-34.
  • 3. Morova N. Scholar school «Sociol Rehabilitation of disabled children»: from founding to modern practice // International journal of academic research. – 2012. – Vol. 4, №2. – P. 195-198.
  • 4. Морова Н.С. Воспитание дошкольников – основа создания безопасной среды малышей / Н.С. Морова, С.А. Домрачева // Социальная педагогика в России. - 2013. - №3. - С. 45-54.
  • 5. Морова Н.С. Мастер тонких материй финно-угорского мира / Н.С. Морова // Финно-угорский мир. -2013. - №4. С. 121-122
  • 6. Morova N. New Approaches to Social-Pedagogical Rehabilitation of Children with Limited Possibilities of Health Educational Research and Social Studies , September 01-03, 2014.
  • 7.Морова Н.С. Незаменимый «особый» взрослый: педагог дошкольного образовательного учреждения / Н.С. Морова // Социальная педагогика в России. - 2014. №4. - С. 50-57
  • 8. Морова Н.С. Социальное партнерство "вуз-работодатель" - составная часть региональной кадровой политики / Н.С. Морова // Социальная педагогика в России. - 2014. №6. - С. 3-10.
  • 9.Морова Н.С. Воспитание  в семье  как социально-педагогический ресурс формирования безопасного образа жизни дошкольников / Н.С. Морова, С.А. Домрачева // Вестник НЦ БЖД. 2014. - №3(21). – С. 98-104.
  • 10. Морова Н.С. Семья дошкольника в функциональном поле профессионально-педагогической деятельности специалистов ДОО / Н.С. Морова // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2014. №2. – С. 113-123
  • 11. Морова Н.С. Семья ребенка-инвалида в зеркале доминирующих тенденций развития человеческого капитала в современной России [Текст] / Н.С. Морова // Научный журнал «Восточно-Европейский научный вестник». – 2015, №1. – С. 38-41.
  • 12. Морова Н.С. Применение инновационных технологий в профессиональном хореографическом образовании / Н.С. Морова, К.А. Царегородцева // Бакалавр // Научный журнал, 2015, №7-8 (8-9). С. 46-49
  • 13. Морова Н.С., Бирюкова Н.А., Лежнина Л.В., Домрачева С.А. Развитие культурного разнообразия и толерантности в полиэтническом регионе: на примере Республики Марий Эл // Вестник МарГУ - 2015. – C. 105-112.
  • 14. Морова Н.С. Программы профилактики девиантного поведения молодежи в США и Великобритании как средство противодействия экстремизму в образовательной среде / Таланова Т.В., Морова Н.С., Кузнецова Л.В. // Казанский педагогический журнал. 2015, №6. - С. 87-91.
  • 15. Морова Н.С. Социально-педагогические аспекты противодействия идеологии терроризма в молодежной среде / Н.С. Морова // Казанский педагогический журнал. 2015, №6. С. 52-56
  • 16. Морова Н.С. Повышение родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии / Н.С. Морова, О.П. Заболотских // Социальная педагогика в России, 2016. - №3. – С. 17-20
  • 17. Морова Н.С. Влияние интеграции учебной и сценической практики на формирование профессиональной компетентности будущего артиста балета / Н.С. Морова, К.А. Царегородцева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - 6. - С. 64-67.
  • 18. Морова Н.С. Формирование коммуникативных способностей в юношеском возрасте / Н.С. Морова, П.Ю. Смирнова // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2016. №2(7). С. 53-55.
  • 19. Морова Н.С. Особенности межличностных отношений иностранных студентов / Н.С. Морова, Т.Д. Маясина // Научные исследования: от теории к практике, 2016. №2-1(8). С. 206-208.
  • 20. Морова Н.С. Доминанты поликультурного образования как основа гражданского и межнационального согласия в этническом регионе (на примере социокультурного пространства Марий Эл и Чувашии) // Этнопедагогический ежегодник, 2016. Вып. 9. С. 15-
  • 21. Морова Н.С. Эффективная модель социального партнерства между представителями разных поколений (в условиях ТОСов) // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья // сборник мат-лов VI Международного конгресса 19-22 сент. 2017, Санкт-Петербург. С. 166-167.
  • 22. Домрачева С. А., Морова Н. С., Макарова О. А., Мальцева Е. В. Мониторинг образовательных потребностей лиц пожилого возраста в системе непрерывного образования // Мониторинг развития образовательных систем: теория, практика, аналитика: сборник статей / Мар. гос. ун-т; под ред.: Н.С. Моровой, Н.А. Бирюковой. – Йошкар-Ола, 2016. - 164 с. - С. 120-132.
  • 23. Morova N Studying Leadership in the Context of Existential Personality Psychology Morov, A.V., Morova, N.S. Review of European Studies. - Canadian Center of Science & Education. 2015. Vol.7. №8. Pp. 1-7. (Т.7. №8. С. 1-7).
  • 24. Морова Н.С., Домрачева С.А. «Университет третьего возраста» как форма социальной реабилитации пожилых граждан / Н.С Морова., С.А Домрачева // Академия профессионального образования. – 2014. - № 6. – С. 32-41.
Статьи в профессиональных журналах
  • 1. Морова Н.С . Домрачева С.А, Роль семьи в социальном воспитании детей от 3-х до 6 лет / Н.С Морова, С.А Домрачева, // Социальная педагогика в России, 2013. - №2.
  • 2. Морова Н.С. Социальное партнерство «вуз-работодатель» как фактор повышения качества профессиональной подготовки социальных педагогов / Морова Н.С. Незаменимый «особый взрослый»: социальный педагог дошкольного учреждения / Н.С. Морова // Социальная педагогика в России. - 2014. - №4. – С. 50-57.
  • 3. Morova N. Scholar school «Sociol Rehabilitation of disabled children»: from founding to modern practice International journal of academic research. – 2012. – Vol. 4, №2. P. 195 -198.
  • 4. Morova N. Realization of the abilities of the gifted children with psychological defect in work of community centers. Report East – West Conference. Instituut Guldenberg. - Brabant, 1991, с. 96-98
  • 5. Morova N. Social and educational effects (dominants) in schoolchildren’ ethno-cultural education  // Kuznetsova, L.V., Petrova, T.N., Ivanov, V.N.,Morova, N.S., Yakovlev, S.P. 2015.
Главы в монографиях и сборниках научных трудов
  • 1. Морова, Н.С. Подготовка специалистов высшей школы к работе в системе дополнительного образования детей / Мар. гос. ун-т; Н.С Морова, М.В. Почитаева, - Йошкар-Ола, 2013. – 156 с.
  • 2. Морова, Н.С. Психология и социальная педагогика: взаимное обогащение во временном пространстве // Социальная педагогика в России: на острие времени: монография / под общ. ред. М.П. Гурьяновой / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: СПб.: Нестор-История, 2014. – 190 с. – С. 120-140.
  • 3. Н.С. Морова // Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты» / науч. Ред. В.Г. Бочарова / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 484 с. – С. 319-327.
  • 4. Морова, Н.С. Использование новых социально-педагогических технологий работы с семьей в подготовке будущих специалистов // Технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в современном вузе (коллект. монография) Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2014. - 322 с. – С. 180-213
  • 5. Морова Н.С., Гусарова А.Н. Подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту к работе в системе дополнительного образования детей: Моногр. / Н.С. Морова, А.Н. Гусарова - Йошкар-Ола: МарГУ, – 2015. – 180 с.
  • 6. Морова Н.С. Религиозный плюрализм как платформа межэтнического и межконфессионального согласия // Теория и практика поликультурного образования: результаты проекта «ALLMEET» программы ТЕМПУС / отв. ред. О.Г. Смолянинова, Т.М. Трегубова. – Красноярск, Гротеск, 2017. – 172 с.
  • 7. Морова Н.С., Тараканов Н.С. Формирование информационной компетентности обучающихся 5-7 классов средствами электронных образовательных ресурсов на уроках музыки: Моногр. / Н.С. Морова, Тараканов Н.С - Йошкар-Ола: МарГУ, – 2017. – 160 с.
  • 8. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза: монография /Н.С.Морова, С.О.Грунина; ГОУ ВПО МГПИ им.Н.К. Крупской».- Йошкар-Ола,2007.-103с.
  • 9. Дошкольное образование в условиях сельского социума: концепция/РАО; Ин-т социально-педагогических проблем сельской школы; Проект РАО «Развитие образования как условие совершенствования сельского социума»- М., 2008.-63с.
  • 10. Дошкольная педагогика и психология в вузах РМЭ с 1979 по 2012 г.г." (монография) / Н.С. Морова, С.Н. Федорова, Э.Э. Малинина // Йошкар- Ола: Марийский государственный Университет, 2012. - 148 с.
  • 11. Евразийская идея и формирования этнокультурной компетентности будущих специалистов в РМЭ (глава в коллективной монографии) .Евразийская идея в новом мире: международные научные исследования (Коллективная монография) Коллектив авторов под научной ред. проф. Сидорович В.А. , Морова Н.С. и др. г. Астана, Казахстан, 2011 г. - 346 с. - С. 275-282 с.

Последние объявления

Результаты республиканского этапа Всероссийской студенческой олимпиады «Культурное наследие»

С 20 по 23 декабря 2021 года кафедрой культуры и искусств Института национальной культуры и межкультурных коммуникаций Марийского государственного университета в целях содействия сохранению традиционных культур народов России, формированию компетенций студентов вузов по истории, мифологии, религии, искусству народов России был проведен республиканский этап Всероссийской студенческой олимпиады «Культурное наследие».

30.12.2021

Подведены итоги внутривузовской студенческой олимпиады по общей гигиене и экологии человека для иностранных студентов

13 декабря 2021 года впервые была проведена внутривузовская студенческая олимпиада по общей гигиене и экологии человека для иностранных студентов (на английском языке).

30.12.2021



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 3
    Конкурс каллиграфии
  • 4
    Студентка МарГУ получила знания в Университете имени Ло́ранда Э́твёша
Все фотоотчеты