Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Морова Наталья Сергеевна

Должность
Профессор кафедры психологии развития и образования
Ученая степень
Доктор педагогических наук
Учёное звание
Профессор
68-79-00
Вторник, 14.00-15.00 Учебный корпус «П» ул.Кремлевская, д.44, к.337

Образование и ученая степень, звание
  • высшее, МГПИ им. Н.К. Крупской (г. Йошкар-Ола, 1967 г)
  • аспирантура, ЛГПИ им. А.И.Герцена (г.Санкт-Петербург, 1977 г). Диплом кандидата психологических наук, от 16.05.1977 г.
  • докторантура, Институт социальной педагогики РАО (г. Москва, 5.12.1997). Диплом доктора педагогических наук, от 27.11.1998.
  • добавить профессор с 1999 года
Данные о повышении квалификации и профессиональной переподготовке
  • 1. Диплом о профессиональной переподготовке № 122408209912 от 29.12.2018, "Менеджмент", ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 2. Диплом о профессиональной переподготовке № 122408210109 от 31.01.2019, "Психология: психологические дисциплины", 252 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 3. Диплом о профессиональной переподготовке № 12411045538 от 13.07.2020, «Психолого-педагогическое образование: преподавание дисциплин профессиональной подготовки педагогов-психологов в образовательной организации высшего образования», ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 4. Удостоверение о повышении квалификации № 122407682288 от 28.11.2018, "Управление персоналом", 36 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 5. Удостоверение о повышении квалификации № 122407682181 от 28.11.2018, Государственное и муниципальное управление", 36 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 6. Удостоверение о повышении квалификации №122407682460 от 14.12.2018, "Современные информационно-коммуникационные технологии в деятельности преподавателя в условиях реализации ФГОС ВО", 24 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 7. Удостоверение о повышении квалификации № 122408848995 от 08.02.2019, "Оказание первой помощи работниками образовательной организации", 36 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 8. Удостоверение о повышении квалификации № 122408848813 от 25.01.2019, "Организация образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования", 72 часа, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет";
  • 9. Удостоверение о повышении квалификации №180000412125 от 17.06.2019 г. «Содержательно-методические и технологические основы экспертирования конкурсов профессионального мастерства людей с инвалидностью» 72 часа, ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет";
  • 10. Удостоверение о повышении квалификации № 00330/20 от 30.07.2020, "Программа обучения по охране труда (обучение работодателей и работников вопросам охраны труда)", 40 часов, ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет.
Знание языков
английский
Награды
  • 1. Лауреат Государственной премии Республики Марий Эл им. М.Н. Янтемира» в области гуманитарных наук (2013);
  • 2. Почетное звание «Заслуженный деятель науки Республики Марий Эл» (1991).
  • 3. Лауреат Президентского фонда «Дети России»(1997 г);
  • 4. «Лауреат Президентского фонда Дети России» (1999);
  • 5. Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы» (2000 );
  • 6. Имеет Международную медаль им. Я. Корчака (за книгу «Детский Орден Милосердия») (2001);
  • 7. Почетная грамота Государственного Собрания Республики Марий Эл за активную работу с подростками и детьми-инвалидами;
  • 8. Почетное звание «Основатель научной школы» (2008)
  • 9. Орден LABORE ET SCIENTIA – ТРУДА И ЗНАНИЯ (2013).
  • 10.  Грант Института «Открытое общество» (программа RSS) (1997 г);
  • 11.  Субсидированный российско-американский проекта «Поддержка российских неправительственных организаций в социальной сфере» (1994 – 1996 г.);
  • 12.  Грант Российского Гуманитарного научного фонда на разработку научно-исследовательского проекта «Социальная работа с детьми-инвалидами по месту жительства» (2000 г.);
  • 13.  Грант Фонда «Гармония» за проект «Обучение Интернету волонтёров для работы с детьми-инвалидами» Управления образовательных программ США по программе «Обучение и доступ к Интернету» (2001 г.);
  • 14.  Грант Президента Республики Марий Эл за проект «Рука в руке: профилактика беспризорности подростков силами молодежного волонтерского движения» (2003 г.);
  • 15.  Грант Президента Республики Марий Эл за проект «Йошкар-Олинский Гаврош: апробация модели молодежной волонтерской инициативы по профилактике подростковой беспризорности» (2004 г.);
  • 16.  Грант Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» Общественной палаты РФ за проект «Волонтёрам – новые информационные технологии» на материальное обеспечение деятельности молодежной общественной организации (2006 г.);
  • 17.  Грант Президента Республики Марий Эл за лучший педагогический отряд (2007 г.);
  • 18.  Грант МГПИ им.Н.К. Крупской за проект «Психолого-педагогическая поддержка детей из неполных семей» (2007 г.);
  • 19.  Грант Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» Общественной палаты РФ за проект «Молодежь – году семьи: профилактика беспризорности подростков силами молодежного волонтерского движения» (2007 г.);
  • 20.  Грант Президента Республики Марий Эл за лучший педагогический отряд (2008 г.);
  • 21.  Грант Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» Общественной палаты РФ «Волонтеры – детям: социальная реабилитация детей из неполных и неблагополучных семей силами студенческого волонтерского движения» (2008 г.);
  • 22.  Грант Фонда Серафима Саровского за проект «Большие Братья/ Большие сестры: индивидуальная социально-педагогическая помощь детям силами студентов-волонтеров» (2010 г.);
  • 23.  Межрегиональный грант Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации за проект «Большие Братья/ Большие Сестры»: индивидуальная профилактическая работа с семьями и детьми группы риска» (2009 г.).
  • 24.  Грант РГНФ №15-16-12601 "Мониторинг социальных потребностей и качества образовательных услуг в системе дополнительного образования взрослых Республики Марий Эл" (2015);
  • 25.  Грант по программе ТЕМПУС № 54410-TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPHE «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России» (2013-2017 гг.)
Другая профессиональная деятельность
  • 1. Председатель Постоянной комиссии по  социальным вопросам деятельность: Собрания депутатов Городского округа "Йошкар- Ола";
  • 2. Научный руководитель программы дополнительного образования МарГУ "Университет третьего возраста" ;
  • 3. Научный руководитель Программы СПО-ФДО "Детский Орден Милосердия" ( г. Москва);
  • 4. Научный руководитель Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Детские и молодежные социальные инициативы " (ДИМСИ);
  • 5. Командир студенческого педагогического отряда "Милосердие", куратор   педагогического направления  Марийского областного Штаба студенческих трудовых отрядов;
  • 6. Член  редколлегии журнала "Вестник Марийского государственного университета" (ВАК);
  • 7. Член редколлегии журнала "Вестник Чувашского государственного университета"(ВАК) Член редколлегии журнала "Образование и бизнес" (ВАК)
Общий стаж работы c 1973 года
Стаж педагогической деятельности c 1970 года
Стаж работы по специальности c 1973 года

  • Основы прлоектной деятельности
  • Профессиональное саморазвитие личности
  • Этнопсихология

Научные интересы
  • Социальная педагогика
  • психология
  • социально-педагогическая реабилитация детей с ОВЗ
  • теория и практика работа с пожилыми людьми.

Количество опубликованных работ: 400
Учебники и учебные пособия
  • 1.Морова Н.С., Дремина И.Е. Технология организации волонтерской деятельности по индивидуальному сопровождению детей группы социального риска (программа БББС): учебно-методическое пособие / Н.С. Морова, И.Е. Дремина. − М, 2010. – 122 с.
  • 2. Морова Н.С. Формирование гражданственности студентов в условиях воспитательной системы вуза: учебно-методическое пособие / Н.С. Морова. - Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2010. – 60 с.
  • 3. Морова Н.С., Волкова Е.В. Формирование позитивного отношения к материнству у девочек-подростков из неполных семей: учебно-методическое пособие. / Н.С. Морова, Е.В. Волкова, Мар. гос. ун-т. – Йошкар-Ола, 2010. – 104 с.
  • 4. Морова Н.С., Фролов И.В., Научно-педагогические основы формирования готовности студентов гуманитарного вуза к самореализации в процессе гражданского воспитания: научно-методическое пособие. / Н.С. Морова, И.В. Фролов, – Казань, Изд-во «Печать-Сервис-XXI век», 2010. – 79 с
  • 5. Морова, Н.С., Шамсутдинов И.Г. Содержание и особенности социально-педагогической работы со студентами в России и за рубежом: учебно-методическое пособие // Н.С. Морова, И.Г. Шамсутдинов. - Казань: Изд-во "Печать-Сервис-XXI век", 2011. - 72 с.
  • 6. Морова, Н.С., Заболотских, О.П. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии: . программа и учебно-методическое пособие // Н.С. Морова, О.П. Заболотских // ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: Изд-во «Современное образование», 2013. – 184 с.
  • 7. Морова, Н.С., Домрачева, С.А. Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей в возрасте от 3 до 6 лет: программа и учебно-методическое пособие / Н.С. Морова, С.А. Домрачева / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: Изд-во «Современное образование», 2013. – 180 с.
  • 8. Теория и практика развития толерантности средствами поликультурной образовательной платформы марийского государственного университета / С.А. Домрачева, Л.В. Лежнина, Н.С. Морова; отв. ред. Л.В. Лежнина. – Йошкар-Ола, 2017. – 123 с.
Статьи в научных журналах
  • 1. Морова, Н.С. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.С. Морова, О.П. Заболотских // Социальная педагогика в России, 2012. - №3. – С. 30-39.
  • 2. Морова, Н.С. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.С. Морова // Социальная педагогика в России. - 2012. - №2. - С. 33-34.
  • 3. Morova N. Scholar school «Sociol Rehabilitation of disabled children»: from founding to modern practice // International journal of academic research. – 2012. – Vol. 4, №2. – P. 195-198.
  • 4. Морова Н.С. Воспитание дошкольников – основа создания безопасной среды малышей / Н.С. Морова, С.А. Домрачева // Социальная педагогика в России. - 2013. - №3. - С. 45-54.
  • 5. Морова Н.С. Мастер тонких материй финно-угорского мира / Н.С. Морова // Финно-угорский мир. -2013. - №4. С. 121-122
  • 6. Morova N. New Approaches to Social-Pedagogical Rehabilitation of Children with Limited Possibilities of Health Educational Research and Social Studies , September 01-03, 2014.
  • 7.Морова Н.С. Незаменимый «особый» взрослый: педагог дошкольного образовательного учреждения / Н.С. Морова // Социальная педагогика в России. - 2014. №4. - С. 50-57
  • 8. Морова Н.С. Социальное партнерство "вуз-работодатель" - составная часть региональной кадровой политики / Н.С. Морова // Социальная педагогика в России. - 2014. №6. - С. 3-10.
  • 9.Морова Н.С. Воспитание  в семье  как социально-педагогический ресурс формирования безопасного образа жизни дошкольников / Н.С. Морова, С.А. Домрачева // Вестник НЦ БЖД. 2014. - №3(21). – С. 98-104.
  • 10. Морова Н.С. Семья дошкольника в функциональном поле профессионально-педагогической деятельности специалистов ДОО / Н.С. Морова // Медработник дошкольного образовательного учреждения. – 2014. №2. – С. 113-123
  • 11. Морова Н.С. Семья ребенка-инвалида в зеркале доминирующих тенденций развития человеческого капитала в современной России [Текст] / Н.С. Морова // Научный журнал «Восточно-Европейский научный вестник». – 2015, №1. – С. 38-41.
  • 12. Морова Н.С. Применение инновационных технологий в профессиональном хореографическом образовании / Н.С. Морова, К.А. Царегородцева // Бакалавр // Научный журнал, 2015, №7-8 (8-9). С. 46-49
  • 13. Морова Н.С., Бирюкова Н.А., Лежнина Л.В., Домрачева С.А. Развитие культурного разнообразия и толерантности в полиэтническом регионе: на примере Республики Марий Эл // Вестник МарГУ - 2015. – C. 105-112.
  • 14. Морова Н.С. Программы профилактики девиантного поведения молодежи в США и Великобритании как средство противодействия экстремизму в образовательной среде / Таланова Т.В., Морова Н.С., Кузнецова Л.В. // Казанский педагогический журнал. 2015, №6. - С. 87-91.
  • 15. Морова Н.С. Социально-педагогические аспекты противодействия идеологии терроризма в молодежной среде / Н.С. Морова // Казанский педагогический журнал. 2015, №6. С. 52-56
  • 16. Морова Н.С. Повышение родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии / Н.С. Морова, О.П. Заболотских // Социальная педагогика в России, 2016. - №3. – С. 17-20
  • 17. Морова Н.С. Влияние интеграции учебной и сценической практики на формирование профессиональной компетентности будущего артиста балета / Н.С. Морова, К.А. Царегородцева // Казанский педагогический журнал. - 2016. - 6. - С. 64-67.
  • 18. Морова Н.С. Формирование коммуникативных способностей в юношеском возрасте / Н.С. Морова, П.Ю. Смирнова // Педагогический опыт: теория, методика, практика, 2016. №2(7). С. 53-55.
  • 19. Морова Н.С. Особенности межличностных отношений иностранных студентов / Н.С. Морова, Т.Д. Маясина // Научные исследования: от теории к практике, 2016. №2-1(8). С. 206-208.
  • 20. Морова Н.С. Доминанты поликультурного образования как основа гражданского и межнационального согласия в этническом регионе (на примере социокультурного пространства Марий Эл и Чувашии) // Этнопедагогический ежегодник, 2016. Вып. 9. С. 15-
  • 21. Морова Н.С. Эффективная модель социального партнерства между представителями разных поколений (в условиях ТОСов) // Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья // сборник мат-лов VI Международного конгресса 19-22 сент. 2017, Санкт-Петербург. С. 166-167.
  • 22. Домрачева С. А., Морова Н. С., Макарова О. А., Мальцева Е. В. Мониторинг образовательных потребностей лиц пожилого возраста в системе непрерывного образования // Мониторинг развития образовательных систем: теория, практика, аналитика: сборник статей / Мар. гос. ун-т; под ред.: Н.С. Моровой, Н.А. Бирюковой. – Йошкар-Ола, 2016. - 164 с. - С. 120-132.
  • 23. Morova N Studying Leadership in the Context of Existential Personality Psychology Morov, A.V., Morova, N.S. Review of European Studies. - Canadian Center of Science & Education. 2015. Vol.7. №8. Pp. 1-7. (Т.7. №8. С. 1-7).
  • 24. Морова Н.С., Домрачева С.А. «Университет третьего возраста» как форма социальной реабилитации пожилых граждан / Н.С Морова., С.А Домрачева // Академия профессионального образования. – 2014. - № 6. – С. 32-41.
Статьи в профессиональных журналах
  • 1. Морова Н.С . Домрачева С.А, Роль семьи в социальном воспитании детей от 3-х до 6 лет / Н.С Морова, С.А Домрачева, // Социальная педагогика в России, 2013. - №2.
  • 2. Морова Н.С. Социальное партнерство «вуз-работодатель» как фактор повышения качества профессиональной подготовки социальных педагогов / Морова Н.С. Незаменимый «особый взрослый»: социальный педагог дошкольного учреждения / Н.С. Морова // Социальная педагогика в России. - 2014. - №4. – С. 50-57.
  • 3. Morova N. Scholar school «Sociol Rehabilitation of disabled children»: from founding to modern practice International journal of academic research. – 2012. – Vol. 4, №2. P. 195 -198.
  • 4. Morova N. Realization of the abilities of the gifted children with psychological defect in work of community centers. Report East – West Conference. Instituut Guldenberg. - Brabant, 1991, с. 96-98
  • 5. Morova N. Social and educational effects (dominants) in schoolchildren’ ethno-cultural education  // Kuznetsova, L.V., Petrova, T.N., Ivanov, V.N.,Morova, N.S., Yakovlev, S.P. 2015.
Главы в монографиях и сборниках научных трудов
  • 1. Морова, Н.С. Подготовка специалистов высшей школы к работе в системе дополнительного образования детей / Мар. гос. ун-т; Н.С Морова, М.В. Почитаева, - Йошкар-Ола, 2013. – 156 с.
  • 2. Морова, Н.С. Психология и социальная педагогика: взаимное обогащение во временном пространстве // Социальная педагогика в России: на острие времени: монография / под общ. ред. М.П. Гурьяновой / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.: СПб.: Нестор-История, 2014. – 190 с. – С. 120-140.
  • 3. Н.С. Морова // Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты» / науч. Ред. В.Г. Бочарова / ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО. – М.; СПб.: Нестор-История, 2014. – 484 с. – С. 319-327.
  • 4. Морова, Н.С. Использование новых социально-педагогических технологий работы с семьей в подготовке будущих специалистов // Технологии реализации компетентностно-ориентированного обучения в современном вузе (коллект. монография) Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2014. - 322 с. – С. 180-213
  • 5. Морова Н.С., Гусарова А.Н. Подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту к работе в системе дополнительного образования детей: Моногр. / Н.С. Морова, А.Н. Гусарова - Йошкар-Ола: МарГУ, – 2015. – 180 с.
  • 6. Морова Н.С. Религиозный плюрализм как платформа межэтнического и межконфессионального согласия // Теория и практика поликультурного образования: результаты проекта «ALLMEET» программы ТЕМПУС / отв. ред. О.Г. Смолянинова, Т.М. Трегубова. – Красноярск, Гротеск, 2017. – 172 с.
  • 7. Морова Н.С., Тараканов Н.С. Формирование информационной компетентности обучающихся 5-7 классов средствами электронных образовательных ресурсов на уроках музыки: Моногр. / Н.С. Морова, Тараканов Н.С - Йошкар-Ола: МарГУ, – 2017. – 160 с.
  • 8. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза: монография /Н.С.Морова, С.О.Грунина; ГОУ ВПО МГПИ им.Н.К. Крупской».- Йошкар-Ола,2007.-103с.
  • 9. Дошкольное образование в условиях сельского социума: концепция/РАО; Ин-т социально-педагогических проблем сельской школы; Проект РАО «Развитие образования как условие совершенствования сельского социума»- М., 2008.-63с.
  • 10. Дошкольная педагогика и психология в вузах РМЭ с 1979 по 2012 г.г." (монография) / Н.С. Морова, С.Н. Федорова, Э.Э. Малинина // Йошкар- Ола: Марийский государственный Университет, 2012. - 148 с.
  • 11. Евразийская идея и формирования этнокультурной компетентности будущих специалистов в РМЭ (глава в коллективной монографии) .Евразийская идея в новом мире: международные научные исследования (Коллективная монография) Коллектив авторов под научной ред. проф. Сидорович В.А. , Морова Н.С. и др. г. Астана, Казахстан, 2011 г. - 346 с. - С. 275-282 с.

Последние объявления

Именные стипендии 2024-2025

Объявлен конкурс для назначения стипендий имени А.А. Вознесенского, Е.Т. Гайдара, Д.С. Лихачева, Ю.Д. Маслюкова, А.А. Собчака, А.И. Солженицына и В.А. Туманова на 2024/25 учебный год.

09.10.2024

Объявление от 24 сентября 2024 года

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу по:

24.09.2024

Образовательной проект «Российско-Китайская нефтегазовая школа молодых кадров «Приближение»

Автономная некоммерческая организация «Рабочая тема» реализует образовательный проект «Российско-Китайская нефтегазовая школа молодых кадров «Приближение», направленный на оказание содействия в профессиональном развитии в нефтегазовом секторе студентов и выпускников нефтегазовых, технических и естественно-научных направлений.

10.09.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 3
    В МарГУ открыли второй сезон просветительско-патриотического проекта «Историческая память»
  • 4
    Участники «Школы фермера» успешно проходят практику на ведущих сельхозпредприятиях региона
Все фотоотчеты