Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Научная школа «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»

Задачи научной школы:

  • обоснование теоретических основ функционирования научной школы социально-педагогической направленности как технологии развития исследовательских компетенций личности;
  • разработка программы развития исследовательских компетенций студентов в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности;
  • определение критериев и показателей развития исследовательских компетенций студентов.

Руководитель научной школы - Морова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования «Марийский государственный университет».

Количественный состав научной школы – всего 17 человек.

1. Иванушкина Татьяна Ивановна, Саратовский филиал НОУ ВПО «Современная гуманитарная академия», директор. Тема диссертации: «Педагогические аспекты социальной адаптации детей и подростков в школе».

2. Домрачева Светлана Алексеевна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», доцент кафедры психологии развития и образования. Тема диссертации: «Формирование готовности детей к школе в условиях воспитательно-образовательного пространства малого города»

3. Дрёмина Ирина Евгеньевна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», доцент кафедры психологии развития и образования. Тема диссертации: «Лонгитюдное исследование интеллектуального развития детей с 2 до 10 лет».

4. Карандаева Татьяна Аркадьевна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», доцент кафедры специальной педагогики и психологии. Тема диссертации: «Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушением зрения».

5. Пейсахович Григорий Ефимович, ГОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», генеральный директор. Тема диссертации: «Реализация социально-педагогических функций школы-комплекса».

6. Домрачев Владимир Александрович. Тема диссертации: «Педагогическое сотрудничество семьи и школы социальной реабилитации ребенка с задержкой психического развития».

7. Заболотских Ольга Павловна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», доцент кафедры специальной педагогики и психологии. Тема диссертации: «Педагогические условия коррекции детей с задержкой речевого развития средствами искусства».

8. Грунина Светлана Олеговна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», доцент кафедры дошкольной и социальной педагогики. Тема диссертации: «Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза».

9. Головина Надежда Николаевна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», начальник центра карьерного консультирования. Тема диссертации: «Использование национальных традиций марийского народа в подготовке социальных педагогов».

10. Тыртышная Марина Алексеевна, ГОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский», зам. генерального директора по научной работе. Тема диссертации: «Организационно-педагогические условия социального становления детей в УВК».

11. Арзамасцева Наталья Геннадьевна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования. Тема диссертации: «Формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе».

12. Чалдышкина Наталья Николаевна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», доцент кафедры дошкольной и социальной педагогики. Тема диссертации: «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского оздоровительного лагеря».

13. Норкина Елена Леонидовна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», доцент кафедры специальной педагогики и психологии. Тема диссертации: «Повышение информационной компетентности будущих педагогов-дефектологов».

14. Тараканов Николай Сергеевич, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», доцент кафедры специальной педагогики и психологии. Тема диссертации: «Формирование информационной компетентности обучающихся 5-7 классов средствами электронных образовательных ресурсов на уроках музыки».

15. Почитаева Маргарита Вилховна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», доцент кафедры теории и методики физической культуры, спорта и туризма. Тема диссертации: «Подготовка будущих специалистов лесохозяйственного профиля к работе в системе дополнительного образования детей».

16. Гусарова Анна Николаевна, Межрегиональный открытый социальный институт, доцент кафедры общей и специальной психологии и педагогики. Тема диссертации: «Подготовка будущих специалистов по физической культуре и спорту для работы в системе дополнительного образования детей».

17. Царегородцева Ксения Александровна, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Театр оперы и балета им. Сапаева, Республиканский колледж культуры и искусств им. И. С. Палантая. Тема диссертации: «Формирование профессиональной компетентности будущих артистов балета на основе интеграции учебной и сценической практик».

В Республике Марий Эл авторская научная школа формировалась как отдельное направление в социальной работе с детьми-инвалидами в рамках фундаментальной комплексной научной программы «Социальная педагогика», разрабатываемой при ведущей и координирующей роли Центра социальной педагогики, а затем и Института социальной педагогики Российской академии образования (г. Москва), и тесно связано с историей становления этой новой отрасли знания.

Создана новая перспективная концепция социально-педагогической реабилитаций детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обоснован и реализован многоуровневый подход к социально-педагогической реабилитации ребёнка с ОВЗ, прежде всего в условиях семьи. Суть данной концепции заключается в стимулировании процесса раскрытия внутреннего потенциала ребёнка при активном использовании воспитательных возможностей социума и самой семьи в условиях квалифицированной педагогической помощи, раскрытии понятия профессиональной родительской компетентности.

Ежегодно, начиная с 2004 года, студенты бакалавриата, выполняющие свои исследования в русле проблематики научной школы, являются победителями Всероссийских конкурсов и награждаются грантами Президента РФ в поддержку талантливой молодежи. В 2013 году научный коллектив в составе членов научной школы за исследования в области научных публикаций естественных и гуманитарных наук отмечен Государственной премией Республики Марий Эл им. М.Н. Янтемира.

Научная школа стала инициатором активной грантовой деятельности факультета. Подавляющее большинство грантов, реализуемых на факультете, было получено членами коллектива научной школы.

Наличие грантового финансирования положительным образом сказалось на научных разработках членов коллектива научной школы, резко возросла публикационная активность, появилось значительное число публикаций в ведущих отечественных журналах и международных базах Scopus/Web of Science.

В основе защиты проектов, отстаиваемых студентами на финальных этапах всех конкурсов, лежит обоснование социально-педагогической деятельности с детьми с ОВЗ разного профиля инвалидности, оказание социально-педагогической помощи всей семье и каждому ее члену в отдельности. Опыт реализации таких программ, как «Детский Орден Милосердия», «Большие Братья/ Большие Сестры» (профилактика девиантного поведения подростков, воспитывающихся в неполных семьях), «Оранжевое лето» (оказание социально-педагогической помощи детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию) подтверждает научную и практическую значимость всех разработанных методических материалов, которыми студенты щедро делятся со своими коллегами.

Исследования ученых научной школы в форме грантовых проектов:

1) Грант фонда «Гармония» за проект «Обучение Интернет волонтёров для работы с детьми-инвалидами» Управления образовательных программ США по программе «Обучение и доступ к Интернет» (январь–июнь 2001 г.). Благодаря этому гранту более 20 студентов впервые в республике приобрели навыки владения Интернетом, которые затем передали более, чем 100 детям-инвалидам;

2) Грант Президента Республики Марий Эл за проект «Рука в руке: профилактика беспризорности подростков силами молодежного волонтерского движения» (2003 г.). В ходе реализации данного проекта была проведена Республиканская научно-практическая конференция по проблемам развития добровольчества среди молодежи, разработан пакет документов по организации работы волонтеров с детьми, были сформированы 66 партнерских пар «волонтер-ребенок», действовавших на постоянной основе в течении года;

3) Грант Президента Республики Марий Эл за проект «Йошкар-Олинский Гаврош: апробация модели молодежной волонтерской инициативы по профилактике подростковой беспризорности» (2004 г.). В ходе реализации проекта были подготовлены к работе в парах 125 волонтеров, проведена индивидуальная профилактическая работа с детьми и подростками по месту жительства.

4) Грант Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» Общественной палаты РФ за проект «Волонтеры – новые информационные технологии» на материальное обеспечение деятельности молодежной общественной организации (2006 г.);

5) Грант Президента Республики Марий Эл за лучший педагогический отряд (2007г.). Волонтеры педагогического отряда «Милосердие» работали с трудными детьми в детском оздоровительном лагере «Лесная сказка»;

6) Грант МГПИ им. Н.К. Крупской за проект «Психолого-педагогическая поддержка детей из неполных семей» (2007 г.). В ходе реализации проекта была активизирована работа со студентами-волонтерами на факультета, сформированы 20 партнерских пар и тем самым оказана помощь 20 детям из неполных и многодетных семей;

7) Грант Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» Общественной палаты РФ «Молодежь – году семьи: профилактика беспризорности подростков силами молодежного волонтерского движения» (2007 г.). В рамках реализации данного проекта проведен 1-й Межрегиональный слет детей и волонтеров программы БББС из восьми городов России, проведены семинары-тренинги для социальных педагогов, психологов и школьников-старшеклассников – потенциальных волонтеров;

8) Грант Президента Республики Марий Эл за лучший педагогический отряд (2008 г.). Члены педагогического отряда трудились не только в нашей Республике, но и за ее пределами – в Московской области (лагерь «Химик»), а также в США, Венгрии, Израиле, Болгарии;

9) Грант Фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб» Общественной палаты РФ за проект «Волонтеры – детям: социальная реабилитация детей из неполных и неблагополучных семей силами студенческого волонтерского движения» (2008 г.). В рамках реализации данного проекта проведен 2-й Межрегиональный слет детей и волонтеров программы БББС из шести городов России – Йошкар-Олы, Казани, Москвы, Кирова, Ярославля, Тюмени;

10) Межрегиональный гранд Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации за проект «Большие Братья/ Большие Сестры»: индивидуальная профилактическая работа с семьями и детьми группы риска» (2009 г.). В рамках данного проекта объединяется и координируется деятельность региональных отделений программы БББС, реализация проекта содействует развитию идей добровольчества и милосердия, а также сотрудничества международной и российской организаций БББС;

11) Грант Фонда Серафима Саровского за проект «Большие Братья/ Большие Сестры»: индивидуальная социально-педагогическая помощь детям силами студентов-волонтеров» (2010 г.). Ключевой задачей проекта стало развитие духовно-нравственных традиций милосердия и добровольчества в детско-молодежной среде посредством реализации благотворительной программы БББС, а также внедрение межрегиональной модели индивидуального социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, силами студенческого волонтерского движения.

12) научный проект РГНФ № 15-16-12601 «Мониторинг социальных потребностей и качества образовательных услуг в системе дополнительного образования взрослых Республики Марий Эл» (2015);

13) Международный проект № 54410-TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPHE «Actions of Lifelong Learning addressing Multicultural Education and Tolerance in Russia» (Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и воспитание толерантности в России) по программе ТЕМПУС (2013-2017 г).

За победу во Всероссийских конкурсах социальных проектов «Свой мир мы строим сами» обладателями гранта Президента РФ стали свыше 10 студентов (2006-20017 гг.)

Практическое использование полученных научных результатов

Концептуальные выводы научных изысканий членов коллектива получили свет в нескольких учебных и учебно-методических пособиях, используемых в учебном процессе психолого-педагогического факультета Марийского государственного университета, в практической деятельности систем образования и социальной защиты Республики Марий Эл.

Многие научные положения, полученные выводы, высказанные предложения, сформулированные в исследовательских работах членов коллектива научной школы, прошли апробацию и внедрены в учебный процесс факультета, используются при чтении лекций и проведении практических занятий в курсах «Общая психология», «Социальная педагогика», «Психодиагностика», «Детская практическая психология» и др.

Монографии: Теория и практика поликультурного образования: результаты проекта «ALLMEET» программы ТЕМПУС / отв. ред. О.Г. Смолянинова, Т.М. Трегубова. – Красноярск, Гротеск, 2017. – 172 с. (Глава Моровой Н.С. «Религиозный плюрализм как платформа межэтнического и межконфессионального согласия»)

Воспитание гражданственности и патриотизма в молодежной среде: коллект. науч. монография; под ред. д.э.н. Абакарова М.И. Махачкала, УВО «Махачкалинский инновационный университет», 2015. - 174 с. (Глава Домрачевой С.А.: Роль волонтерских движений в воспитании гражданственности молодежи. – С. 64-72.)

Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (социально-педагогический аспект) : монография / Н. Н. Чалдышкина, Н. Н. Зыкова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВО "Поволжский государственный технологический университет", ФГБОУ ВО "Марийский государственный университет". - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2017. - 203 с.

Научно-общественное признание

Научной школе Моровой Н.С. выдан Сертификат регистрации Российской Академией естествознания №106 от 14.04.2008 г.

Результаты исследований по проблематике научной школы изложены в статьях:

  • Научная школа как технологический инструмент формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;
  • Scholar school «Sociol Rehabilitation of disabled children»: from founding to modern practice;
  • Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
  • Основные этапы и ведущие тенденции развития научной школы «Социально – педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Научная школа «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья»: от зарождения традиций до современной практики.

Последние объявления

Объявление от 11 июля о конкурсе ППС

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

11.07.2024

Объявление от 11 июля о выборах заведующих кафедрами

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет выборы на замещение должностей заведующих кафедрами

11.07.2024

Итоги Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле - 2024»

20 мая 2024 года на платформе Марийского государственного университета состоялась ежегодная Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле».

05.06.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 5
    Наши на Сахалине!
  • 8
    Взаимодействие образовательных организаций с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и предприятиями
Все фотоотчеты