Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

8 Февраля – День российской науки

08.02.2021

Магистры-филологи подготовили к этому важному событию серию статей о замечательных успехах в этой области молодых преподавателей кафедры русского языка, литературы и журналистики

Эксперименты и поиски

Альмира Рашидовна Ахмедзянова – преподаватель кафедры русского языка, литературы и журналистики ИФФ МарГУ. Одновременно она обучается в аспирантуре этого вуза по направлению «Русский язык» (заочно). И сегодня Альмира – уже лауреат всероссийского конкурса молодых исследователей, участница различного рода конференций, в том числе ежегодных Ломоносовских чтений (МГУ им. М.В.Ломоносова). Это человек, для которого наука – не только профессиональная деятельность, но и хобби со школьной скамьи.

Первая научная статья («Архетип кота в фольклоре и литературе») была задумана ею еще в школе и написана на первом курсе под руководством доцента Е.А.Плотниковой. Она соединила в себе две большие страсти той поры: науку и любовь к животным. Кстати, благодаря этой статье, ее динамике и новому взгляду на привычные вещи, Альмира Рашидовна и стала лауреатом конкурса молодых исследователей.

В то же время А. Р. Ахмедзянова считает, что пока еще рано говорить о том, что ее научные интересы сформировались окончательно и не исключает для себя возможности заняться литературоведческими изысканиями, а также обратиться к новым для нее направлениям в области русского языка, например, к психолингвистике. Однако сейчас большинство ее статей, а также магистерская и кандидатская диссертации посвящены проблемам сравнительного языкознания.

Необходимо отметить, что уже ее первое выступление в этой сложной области лингвистики на ежегодных Ломоносовских чтениях в МГУ им. Ломоносова обратило на себя внимание научного сообщества. Альмира Рашидовна представила работу, посвященную лексическому воплощению термина «звук» во французском, немецком, английском и русском языках.

Параллельно с данным научным направлением исследовательница обратилась к лингвокультурологическому аспекту. А ровно через год научные интересы Альмиры Рашидовны стали еще шире. Это совпало с периодом разработки на кафедре русского языка, литературы и журналистики интереснейшего проекта под названием «Красная книга» (научн. рук. проф. Е.П.Карташова). В рамках его занималась выявлением, сохранением и популяризацией уходящих из употребления, ставших редкими слов русского языка.

Обращается Альмира Рашидовна и к современным языковым феноменам, об этом свидетельствуют, например, ее статьи, посвященные мемам, и проблемам преподавания русского языка иностранным студентам.

Поражает широта интересов и одновременно попытка работать с разнообразными явлениями профессионально и с полной отдачей. Хочется надеяться, что Альмира Рашидовна уже в ближайшем будущем заявит о себе как исследователь-новатор, работающий на стыке разных гуманитарных областей.

Наши вызовы

Алексей Анатольевич Михеев – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка, литературы и журналистики ИФФ МарГУ.

Считает, что ему повезло в жизни, он занимается любимым делом. Не просто любовь к чтению художественных произведений, но и их анализ, стремление составлять из разрозненных элементов общую картину, а также выявлять в ней неочевидные связи привели его в филологическую науку. Алексей Анатольевич начинал с исследования взаимовлияний текстов друг на друга. Феномен интертекстуальности – в центре его кандидатской диссертации, успешно защищенной в Приволжском (Казанском) государственном университете в 2018 году. («Языковая личность А.С.Пушкина: интертекстуальность и прецедентность в дискурсах разных типов») Его научным руководителем являлась профессор Елена Павловна Карташова. По завершении обучения в аспирантуре молодой исследователь обратился к проблемам автоматической обработки естественного языка. А в настоящее время Алексей Анатольевич уже выбрал для себя тему докторской диссертации, в которой собирается объединить достижения филологии и вычислительной математики. Важно заметить, что его любимым героем является Сергей Павлович Королев. Человек трудной судьбы, он все же отправил человека в космос! Хочется привести и любопытное суждение Алексея Анатольевича о российской науке: главное ее достоинство – в способности пробиваться сквозь железобетонные стены, а недостаток – в том, что эти стены её окружают.

Алексей Анатольевич убежден, что каждый студент должен проявить себя в научной деятельности, чтобы узнать – не в ней ли его предназначение. При этом он считает, что наш университет предоставляет для этого хорошие возможности: студенческие кружки, лаборатории, известные научные школы, открытые для сотрудничества, опытные ученые, с удовольствием работающие с увлеченными студентами. Важным аспектом научной работы А.А.Михеев считает проектную деятельности, которую нужно начинать как можно раньше, буквально с начальной школы, именно она побуждает к творчеству, способствует всестороннему развитию личности.

Свободное время Алексей Анатольевич любит проводить с близкими, занимается спортом, путешествует, отводит специальное время, чтобы повышать свою финансовую грамотность.

В день российской науки пожелаем Алексею Анатольевичу успехов во всех этих областях и крепкого здоровья!

Путь в науку

Екатерина Аркадьевна Артемьева – доцент, кандидат филологических наук, магистр истории – так должна бы начинаться статья, посвященная деятельности самого молодого преподавателя кафедры русского языка, литературы и журналистики ИФФ МарГУ. Мы же предлагаем начать немного иначе, с самого детства. Уже тогда Екатерина Аркадьевна проявляла живой интерес к литературе, в основном – к ее сюжетной составляющей, не случайно впоследствии именно литературоведение стало основной областью ее научных интересов. Однако любопытно следующее признание Екатерины Аркадьевны: в современный период она скорее всего оказалась бы среди тех детей, которые «совсем не читают», ибо появились новые способы рассказывания историй, такие как кино, телевидение, компьютерные игры, социальные сети и т.д.

По окончании Политехнического лицея РМЭ Екатерина Аркадьевна поступает на филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, увлеченно пишет курсовые работы (у филологов их три) и диплом на кафедре истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса. Затем поступает в аспирантуру и продолжает разрабатывать направление, заинтересовавшее ее еще в период студенчества. Все научные работы исследовательницы внутренне связаны одной темой – отечественный кинематограф 1960-х – 1980-х годов, точнее – литературные сценарии о детях и подростках. В 2015 году Е.А. Артемьева успешно защищает кандидатскую диссертацию «Типология образов подростков в кинодраматургии 1960–1980-х гг.». Большую помощь и поддержку в работе над диссертацией ей оказала научный руководитель, доктор филологических наук, профессор О.С. Октябрьская, человек удивительных душевных качеств и один из лучших в нашей стране специалистов по детской литературе.

Одновременно Екатерина Аркадьевна заканчивает обучение во Французском университетском колледже (Collège Universitaire Français, CUF), открытом на базе МГУ им. М.В. Ломоносова. Несмотря на огромную нагрузку, это был замечательный период в ее жизни: в «кюфе» (такое название получил колледж в среде обучающихся) она встретилась с ребятами с самыми разными интересами и уровнем подготовки, что же касается лекций по истории, философии, литературе, социологии и другим гуманитарным дисциплинам, то их читали специалисты из Франции. Учёба в «кюфе», несомненно, помогла ей продолжить обучение в магистратуре в университете Версаль-Сен-Кантен-ан-Ивелин по направлению «Histoire culturelle et sociale» / «Культурная и социальная история».

Мы задали Екатерине Аркадьевне не самый оригинальный, но в то же время живо интересующий нас вопрос: «В чем основное различие обучения в России и за рубежом?». Екатерина Аркадьевна заметила, что получать знания равно интересно, как на родине, так и за рубежом. В МГУ помогли сформировать научную картину мира. Во Франции же ее научили быть внимательнее, скрупулезнее, точнее, обращать внимание на детали и специфику рассматриваемого феномена.

По окончании университета Екатерина Аркадьевна работала в Москве в компании, которая специализировалась на выпуске узкоспециальной продукции: новости кино для профессионалов. Ей приходилось брать многочисленные интервью у известных режиссеров, операторов, сценаристов и других деятелей кино, оформлять новости, писать статьи. Екатерина Аркадьевна заметила: «Было интересно и весело, но наукой заниматься мне нравится больше». Не случайно сейчас в активе Екатерины Аркадьевны большое количество научных статей, в том числе и в самых престижных журналах по искусствоведению, а также участие в финансируемых проектах.

Исследования в области истории литературы и кинематографа в российском специалитете и аспирантуре, учеба во Франции определили новое направление научной работы Екатерины Аркадьевны: деятельность французских кинофирм в России в дореволюционный период. По этой теме сейчас Екатерина Аркадьевна не только старается активно искать информацию в ведущих архивах страны, но и консультируется с авторитетными российскими и французскими историками кинематографа этого периода.

Видя интерес Екатерины Аркадьевны к истории кинематографа, мы не могли не задать вопрос о лучших, на ее взгляд, кинорежиссерах и фильмах и получили следующий ответ: «Вопрос достаточно личный, просто скажу, что сейчас я очень внимательно смотрю раннее кино и нахожу его более интересным и продвинутым по сравнению с рядом современных фильмов».

Лично от себя хотелось бы добавить следующее: наше знакомство с Екатериной Аркадьевной состоялось еще на втором курсе бакалавриата. Ее лекции по зарубежной литературе, а впоследствии и по современной русской литературе проходили легко и интересно. Главной особенностью их являлась многокомпонентность: каждое занятие она дополняла полезнейшими материалами. Благодаря Екатерине Аркадьевне мы существенно расширили и свои представления о западном и российском кинематографе, не говоря уже о количестве просмотренных по совету преподавательницы сериальных проектов. Очень рады, что такой разносторонне образованный человек появился на нашем факультете. Хочется пожелать Екатерине Аркадьевне дальнейших успехов!

Наши результаты

Екатерина Андреевна Плотникова – один из молодых перспективных исследователей нашего университета. Кандидат филологических наук, доцент. Работает на кафедре русского языка, литературы и журналистики. На сегодняшний день уже зарекомендовала себя в научном сообществе как автор оригинальных этнокультурных и молодежных проектов. Грант Президента Российской Федерации, два гранта Министерства образования и науки Российской Федерации, выступления с докладами на международных и всероссийских конференциях, большое количество ярких публикаций в серьезных научных журналах – все это прямые доказательства актуальности исследуемых ею тем.

«Фольклоризм современной отечественной литературы, молодая литература России являются ключевыми в моей научной деятельности», – отмечает Екатерина Андреевна. Однако в выборе тем исследования она никогда не руководствовалась конъюнктурными соображениями. Исследовательница уже давно решила этот вопрос для себя: «Чем бы я ни начинала заниматься в плане научного поиска, я всегда возвращаюсь к сказке». Другими словами – к истокам культуры, ее мифологическим и фольклорным составляющим.

Проблема литературного фольклоризма поднималась в её выпускной квалификационной работе, стала определяющей и в кандидатской диссертации. Еще в годы студенчества, совместно с Татьяной Аркадьевной Золотовой (научный руководитель Екатерины), ею была предпринята попытка рассмотреть сказки Людмилы Петрушевской в контексте традиционной фольклорной культуры. Первый крупный научный опыт Екатерины оказался настолько удачным, что сейчас, обращаясь к нему, она замечает: «Я бы ничего не стала менять в той работе».

Неизменной остается и ее любовь к людям. Вовремя появившийся в ее жизни человек своим примером смог пробудить в ней желание найти себя в этой профессии. Теперь она вдохновляет студентов, прививает любовь к русскому языку и русской литературе иностранным студентам.

Е.Исакова, Н.Лобанова, Д.Самойлова, М.Охотникова, А.Якимова, А.Антышев


Последние объявления

Объявление от 11 июля о конкурсе ППС

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

11.07.2024

Объявление от 11 июля о выборах заведующих кафедрами

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет выборы на замещение должностей заведующих кафедрами

11.07.2024

Итоги Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле - 2024»

20 мая 2024 года на платформе Марийского государственного университета состоялась ежегодная Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле».

05.06.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 5
    Наши на Сахалине!
  • 8
    Взаимодействие образовательных организаций с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и предприятиями
Все фотоотчеты