Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Студенты филологического факультета о спектакле «Aферисты»

18.10.2022

Коллективы Академического русского театра драмы им. Г.Константинова и историко-филологического факультета Марийского государственного университета задумали новый проект, посвященный судьбам русской классики в цифровую эпоху.

Студенты филологического факультета о спектакле «Aферисты»
Студенты филологического факультета о спектакле «Aферисты»

Предполагается, что студенты – филологи будут посещать спектакли по произведениям русской классики, а затем встречаться с режиссерами и актерами, обсуждать увиденное, высказывать свои соображения, оценивать новации, предлагать новые формы, созвучные их восприятию жизни. 3 октября остоялось первое такое обсуждение. Приводим отзывы студентов.

Овсянникова Анна:

29 сентября наша группа филологов-пятикурсников Марийского государственного университета посмотрела в АРТД им. Г.Константинова спектакль «Аферисты» (по комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся»). 3 октября состоялась встреча с художественным руководителем, режиссером-постановщиком пьесы В.Г. Константиновым и актерами Н. Сулеймановой, Д. Сафиуллиным, Н. Ложкиной. Тема совместного обсуждения – «Судьбы русской классики в современном искусстве и литературе». Рассматривались вопросы, связанные с отношением современного общества к русской классической литературе. Какова ее роль? Как приобщить современных читателей к образцовой литературе? Какие интерпретации классических текстов существуют на сегодняшний день? Со вступительным словом выступила Т.А. Золотова. Она познакомила присутствующих с жанрами и формами работы с классическим наследием (пародия, игра, адаптация, ремейк, сиквел, пастиш и др.). Свой взгляд на текст как культурный феномен озвучил и художественный руководитель театра, режиссер и постановщик «Аферистов» В.Г. Константинов. По его мнению, классическая литература будет актуальна всегда. Режиссеру важно вычленить то, что наиболее проблематично в современном обществе, чтобы заинтересовать и заставить задуматься зрителя.

«Аферисты» – пьеса актуальная во все времена. В XXI веке на одно из первых мест выдвинулась проблема приоритета ценностей, что важнее: материальное или духовное? Также мы обсудили вопросы банкротства, купли-продажи, мошенничества, заключения браков в зависимости от материального положения сторон и т.п. Для того чтобы найти сходства и различия между людьми XIX и XXI веков, мы задали вопросы и к самим актерам: каково их отношение к действующим лицам, характеры которых они воспроизводили на сцене? Можно ли что-то изменить в этих, ставших уже классическими в русской драматургии, образах? И даже пришли к выводу, что молодые и взрослые люди по-разному воспринимают характеры и поступки действующих лиц. Однако все согласились с тем, что пьесы Островского – кладезь для современной культуры и театра, так как его наследие предоставляет большое количество возможностей для интерпретаций. В.Г. Константинов поделился мыслями о том, что классика — фундамент, с которым режиссер обязательно должен работать, однако трансформации ее могут быть самыми разными, ориентированными на современного зрителя, его возможности и потребности.

Мне кажется, что вариант использования интерпретация пьесы Островского – ремейк. В основе работы лежит собственно классическое произведение. Текст В.Г. Константинова не пародирует и не цитирует классическое произведение, а наполняет его новыми смыслами. В спектакле соблюдены основные сюжетные ходы, практически не изменяются типы характеров. Особенность текста В. Константинова – ключевое место приказчиков-аферистов с их проделками, плясками и песнями. Итак, перед нами пьеса-ремейк. «Аферисты» – оригинальная интерпретация пьесы А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся». В ней сохранены исторический фон и колорит эпохи, сюжет, действующие лица и их характеры. Данный текст по ряду причин сохраняет свою актуальность и востребованность в новой культурной ситуации. Выражаем благодарность В. Константинову, актерам и всем причастным к созданию пьесы «Аферисты» за возможность поработать с текстом и постановкой!

Алина Мухаметова:

Не так давно студентам нашей группы посчастливилось посетить спектакль АРТД им. Г.Константинова «Аферисты», поставленный по пьесе Островского «Свои люди – сочтемся». Появление пьесы в 60-е годы XIX века вызвало немало противоречивых откликов. Однако и сегодня проблемы, поднятые драматургом, остаются актуальными. Островский никогда не выходил из театральной моды, считался автором на все времена. В каком только антураже его не представляли – пышные платья и затейливые головные уборы и облегченная современная одежда. Тем не менее, режиссеры давно уже поняли, что Островского не нужно насильно «перетаскивать» в архаику. Достаточно игровой дистанции, в атмосфере которой обязательно проявится «вневременность» драматурга.

С этой задачей замечательно справился режиссёр-постановщик спектакля «Аферисты» В.Г.Константинов. Были придуманы прекрасные декорации-конструкции, что, на мой взгляд, составило половину успеха. Лавки купца Самсона Силыча буквально окунули зрителя в атмосферу происходящего. Многочисленные реалии повседневности (ткани, салфетки, продукты, разнообразные сосуды, лампы и т.п.), их хотелось рассматривать на протяжении всего спектакля. Запомнилась и маленькая антресоль, где можно было спрятаться от разгневанного Большого.

Симптоматично, что режиссер в этом тексте увидел не только комедийный сюжет с его назидательными интонациями, но и историю, пугающую неожиданными поворотами в судьбах героев. Одни будут наказаны, другие неожиданно возвысятся. Впрочем, ненадолго. Рассказать эту историю так, как задумал режиссер, доверено актерам, и сделали они это замечательно, постепенно раскрывая характеры своих персонажей. Хочется выделить сваху Устинью Наумовну в исполнении Н. Сулеймановой: яркая, звучная, пестро-нарядная и всегда в гуще событий, все подскажет и все знает. Приказчик Лазарь Елизарыч (Н.Петров) бродит незаметной тенью рядом с Большовым, сутулится, очень обходителен. Такой разве обманет?
Стоит услышать громкий топот, и все прячутся по своим «ящичкам». А тут и глава дома Самсон Силыч Большов (Д.Сафиуллин) – пьяный, идет, хорохорится и бесчинствует. Протрезвевший Большов – полная противоположность. Спокойный, самоуверенный, голос почти не повышает. Так, прикрикнет на жену и дочь, чтоб не мешали своими затеями дела решать. Исполнение роли Липочки (Н. Ложкина) вызвала у меня некоторые противоречивые чувства. Думаю, этим она и «зацепила» зрителя.
Мне кажется, что в данном спектакле использован так называемый пастиш (коктейль из стилей). Это заключение можно сделать на основе того, что в постановке слышится современная речь, звучат популярные городские романсы, в частности и знаменитая переделка «А я милого узнаю по походке» (с 1995 года исполняется Г.Сукачевым). Стоит отметить, что данные приемы не выбиваются из классической версии и гармонично смотрятся в спектакле.

Хочется поблагодарить всех причастных к постановке пьесы за огромный труд и эмоции, которые получили зрители. Также очень запомнилась встреча с художественным руководителям театра и ведущими актерами. Мы получили развёрнутые ответы на все интересующие нас вопросы.

Мария Шиклина:

29 сентября студенты нашей группы отправились в Академический русский театр драмы имени Георгия Константинова на спектакль «Аферисты» по пьесе Островского «Свои люди – сочтемся». Я давно не была в театре, поэтому данное мероприятие меня очень заинтересовало. Выбрав лучший наряд, я помчалась в театр. В итоге мы опоздали на начало, и нас вежливо сопроводили на балкон. Тихо и аккуратно мы прошли на свои места. И тут началось что-то необыкновенное! Зал был окутан темнотой, это позволяло сконцентрироваться только на сцене. И вот я перестаю чувствовать время и начинаю растворяться в этой пьесе, переживать и смеяться. «Ах! Какие декорации! Какие актеры! А как играют!» – в изумлении шептала я на протяжении всей пьесы.

Прежде всего, мое внимание привлекла капризная, но такая очаровательная Липочка. Она так хотела замуж, что просто не могла говорить об этом без слез! Какой же сильный герой Самсон Силыч, именно таким я его и представляла, читая пьесу. Теперь он мой любимый персонаж в этой постановке. Нельзя не отметить и игру остальных актеров, они полностью вжились в роли и смогли заставить зрителей поверить их персонажам. Я бы скорее отнесла постановку «Аферистов» к ремейку, первому его типу, так как он погружает действие в современную действительность. Многие шутки, музыкальное сопровождение, мимика и пластика актеров близки и понятны современному зрителю. В предложенной режиссером-постановщиком интерпретации легче понять героев и их действия. Мне невероятно понравилась постановка и общая атмосфера театра, и я бы с радостью посетила ее ещё раз!

Евгения Кукушкина:

Спектакль «Аферисты» на сцене Академического русского театра драмы им. Г. Константинова представляет собой еще одну интерпретацию комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся».

В целом сохраняя текст оригинала, режиссер-постановщик В.Г.Константинов сумел подчеркнуть в нем проблемы, не потерявшие актуальности и в наши дни – культ денег, готовность ради них поступиться любыми моральными нормами (преступить закон, предать близких, забыть юношеские мечты и др.).

Игра актёров погружает зрителя в действие, держит их в напряжении до самого финала. Образы купца Большова, его жены Аграфены Кондратьевны и свахи Устиньи Наумовны отлично переданы актёрами. Благодаря их игре, зритель почти невольно проводит параллели между персонажами пьесы и современными дельцами.

Минималистичные, но яркие и многофункциональные декорации, грамотно выставленный свет, костюмы – все это позволяет создать цельную картину общества эпохи оригинала и в известной степени актуализировать ее в современности.

Мне кажется, данный спектакль можно назвать успешной адаптацией классического текста, заставляющей зрителя задуматься о важных для современного мира проблемах и способах их решения.

Милена Лукиянова:

Спектакль "Аферисты" на сцене АРТД им. Г.Константинова – это оригинальная интерпретация пьесы А.Н. Островского "Свои люди сочтемся". Злободневные проблемы той эпохи оказываются органически связанными и взаимодействуют с современностью. В XXI веке можно встретить и Липочку, и олигарха, похожего на Самсона Силыча, и таких хитрецов, как Сысой Псоич, в нашем веке тоже достаточное количество.

Я считаю, что в данном спектакле можно выделить два варианта интерпретации классического произведения: во-первых, пьеса А.Н Островского стала для режиссера-постановщика и актеров, занятых в спектакле, своеобразным мерилом ценностей, источником мотивов и образов; во-вторых, в ней осуществлена адаптация, своего рода литературный апгрейд реалий XIX века, те из них, что окончательно ушли в прошлое, заменены современными (лексические обороты, городские романсы, танцы и др., значительно, но аккуратно сокращен и текст).

Ермакова Екатерина:

29 сентября в Академическом русском театре драмы имени Г. Константинова состоялась премьера спектакля под названием «Аферисты» по пьесе А. Н. Островского 1849 года «Свои люди – сочтемся». Мне удалось побывать на этом замечательном событии. На мой взгляд, в этом спектакле присутствуют одни плюсы. Во – первых, точно передана та эпоха, в которую происходили события. Создатели спектакля достигли этого с помощью костюмов, интерьера и точности создания характеров героев того времени. Во-вторых, обращает на себя внимание прекрасная игра актеров. В Академическом русском театре драмы им. Г. Константинова работают действительно мастера своего дела.

Так, отлично справился со своей ролью актер Дамир Сафиуллин. Он сыграл роль Самсона Силыча Большова. Я считаю, что он хорошо передал характер человека грубого, жадного, который готов пойти на все ради денег. Стоит отметить, что Дамир Сафиуллин, будучи молодым человеком, показал человека в возрасте, и, на мой взгляд, ему это удалось на «ура». Я была растрогана до слез в сцене, где он просит у своих детей помочь ему.

Не менее талантливо исполнила роль Устиньи Наумовны актриса Нелли Романовна Сулейманова. Она играла сваху, женщину, знающую свое дело (в профессии она много лет), и человека, любящего деньги, готового совершить ради денег моральное преступление.

Замечательно сыграла свою роль и Наталья Ложкина. На сцене она была одной из самых запоминающихся. Во-первых, это единственная актриса, которая сменила несколько нарядов, да еще каких! Во-вторых, ей удалось передать эволюцию героини. В начале пьесы Липочка – мечтающая девушка, она страстно хочет выйти замуж, легкомысленно вальсирует с приказчиками, а в конце – властная и жадная женщина, которая не считает нужным помочь своему отцу. Я считаю, что актриса Наталья Ложкина смогла передать эти две взаимосвязанных ипостаси характера героини Островского.

Также хотелось бы поделиться своими впечатлениями о Лазаре Елизарыче Подхалюзине. Подхалюзин – настоящий аферист. Он бесчестный, алчный, подлый, эгоистичный. Этот человек втерся в доверие семьи Большова и разрушил ее. Актер Н.Петров придал этому образу некоторые гротескные черты, тем самым подчеркнул его значимость и вневременной характер.
Есть один персонаж, который заставил меня смеяться. Это Сысой Псоич Рисположенский. Как мне показалось, это герой-неудачник. Над ним подшучивают все герои. Начиная с его отчества и заканчивая тем, что ему дают деньги, а потом их отбирают. Но, тем не менее, – это один из ключевых персонажей, без него не было бы и самой пьесы, потому что именно он подговаривает Большова на аферу.

Также хочу отметить и роль приказчиков. У Островского это внесценические персонажи, а в спектакля Константинова они вполне самостоятельные герои, привносят в действие дополнительные краски, придают динамику, появляются в начале спектакля и завершают его.
Все актеры очень талантливо сыграли своих героев. Нелли Романовна Сулейманова, исполнявшая роль Устиньи Наумовны, сказала, что она буквально пропустила своего персонажа через себя. Да, Устинья Наумовна – действительно хитрая женщина, которая ради денег пошла на преступление. Но Нелли Романовна попыталась ее оправдать. Она сказала, что сваха таким образом зарабатывает себе на жизнь. Ей тоже, как и другим людям, «хочется жить роскошно, ни в чем себе не отказывая». Я считаю, что любовь к своему делу, мастерство и понимание того, что и как нужно делать на сцене, помогло коллективу театра сделать «Аферистов» интересным и запоминающимся спектаклем.

Пьесы Островского входят в золотой фонд русской классической литературы. Его пьесы всегда были, есть и будут актуальными. Актер Дамир Сафиуллин даже сказал, что Островский для него – своеобразная библия. Драматург затрагивает в своих пьесах такие темы, как любовь, семья, власть денег, и все эти темы переплетаются между собой. Деньги, по мнению Островского, – это зло, способное погубить все положительные качества человека. Данная проблема актуальна и сегодня, поэтому задача режиссера-постановщика этого спектакля В. Г. Константинова заключалась в том, чтобы показать людям, к чему ведет погоня за деньгами. Также В. Г. Константинов отметил, что он хотел приблизить спектакль к современному зрителю. Спектакль шел 2,5 часа (тогда как на полное воспроизведение текста требуется 608 часов), также в спектакль были вставлены русские романсы и элементы народных танцев.

Что касается жанра данного спектакля, то можно сказать, что это ремейк. На сцене театра была поставлена пьеса Островского «Свои люди – сочтемся». Но при этом режиссер привнес в нее новые элементы. Во-первых, изменено название спектакля на «Аферисты», во-вторых, были вставлены в спектакль поздние по сравнению с эпохой Островского романсы, в-третьих, внесценические персонажи стали полноправными хозяевами на сцене, они организовывали мизансцены, придавали действию необходимую динамику и национальный колорит.

Малкова Александра:

Я считаю, что «Аферисты» – это адаптация. Так как в классическую пьесу А. Н. Островского были привнесены новые смыслы, новый взгляд на проблемы, поставленные в ней. В постановке были особо ярко показаны те их них, которые остро стоят в современном обществе. Так же пьеса была укорочена, иначе современный зритель, по словам Владислава Георгиевича, не просидел бы шести часов!

Ирдубаева Александра:

29 сентября нашей группе удалось побывать на замечательном спектакле в Академическом русском театре драмы имени Георгия Константинова «Аферисты» по мотивам пьесы Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся».

Хочется прежде всего отметить великолепную игру актеров. Первое действие воспринимается чуть «со скрипом» – если со школы не помнишь, то не сразу улавливаешь суть затеянного, зато вторая часть – выше всяких похвал!

Получился оригинальный ремейк по пьесе А. Н. Островского. Происходит погружение классического текста в современную эпоху. Пьеса наполнена новым, актуальным содержанием, но при этом в ней сохранены основные сюжетные линии.

После просмотра много сильных эмоций, огромное спасибо за это чудесным актерам и в целом коллективу замечательного русского театра!

Ксения Фирсутова, Академический русский театр драмы


Последние объявления

Объявление от 11 июля о конкурсе ППС

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

11.07.2024

Объявление от 11 июля о выборах заведующих кафедрами

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет выборы на замещение должностей заведующих кафедрами

11.07.2024

Итоги Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле - 2024»

20 мая 2024 года на платформе Марийского государственного университета состоялась ежегодная Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле».

05.06.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 5
    Наши на Сахалине!
  • 8
    Взаимодействие образовательных организаций с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и предприятиями
Все фотоотчеты