Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Научное наставничество талантливой молодежи Республики Марий Эл

21.12.2022

В декабре 2022 г. на базе Поволжского государственного технологического университета состоялся организованный Общественной палатой и Торгово-промышленной палатой Республики Марий Эл круглый стол на тему: «Развитие форм научного наставничества как фактор успешности молодежной науки».

Марийский государственный университет на мероприятии представили Юлия Филенко, начальник управления научной и инновационной деятельности, Татьяна Михеева, профессор Марийского государственного университета, член Общественной палаты Российской Федерации и Общественной палаты Марий Эл, Диана Михеева, начальник отдела научно-исследовательской работы студентов и молодежи управления научной и инновационной деятельности.

Цель мероприятия – поделиться лучшими практиками вовлечения талантливой молодежи региона в научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность и совместно сформулировать адресованные Правительству и отдельным министерствам республики предложения по разработке региональной программы развития научного наставничества.

Елена Бурмистрова, начальник отдела профессионального образования Министерства профессионального образования и науки Республики Марий Эл, посвятила своё выступление рассмотрению уже применяемых на практике методик привлечения обучающихся техникумах и колледжей в сферу исследований и разработок. Докладчик отметил, что в современной системе среднего профессионального образования обязательным компонентом обучения становится проектно-исследовательская деятельность. Этот компонент невозможен без руководителя-наставника, который помогает своим подопечным не только инициировать проектную идею, но и координировать разработку паспорта проекта.

В дополнение к докладу коллеги Александр Иванов, заместитель министра Министерства профессионального образования и науки Республики Марий Эл, подчеркнул особую востребованность института наставничества при подготовке выпускников рабочих специальностей. Новые образовательные стандарты диктуют требования не только к формам подготовки будущих специалистов, но и к итоговой аттестации, которая проходит в форме демонстрационного практико-ориентированного экзамена.

Евгений Шарапов, директор департамента научного и академического развития Поволжского государственного технологического университета, осветил тему научного наставничества в рамках подготовки кадров высшей квалификации из числа выпускников университетов. Участники круглого стола отметили, что на данный момент у значительной части профессуры отсутствует стремление к работе с аспирантами и соискателями в виду того, что в ряде вузов отсутствует комплексная система поддержки научных наставников.

В докладе Юлии Филенко была раскрыта уникальность программы по развитию научного наставничества посредством создания научно-проектной экосистемы. Ядром экосистемы выступает молодежный научно-проектный офис, созданный на базе Марийского государственного университета в 2021 году из числа молодых ученых и активных студентов с целью консолидации действующих студенческих научных и проектных объединений.

Молодежный офис МарГУ ведет свою деятельность по трем направлениям: образование, наука и бизнес. В рамках образовательного трека члены офиса участвуют в разработке цифровых сервисов для учебного процесса и образовательных онлайн-курсов, принимают участие в реализации образовательных проектов. В рамках научно-исследовательского трека проводят исследования в различных областях, разрабатывают проекты и участвуют в грантовых конкурсах. Деятельность по третьему треку ориентирована на разработку старт-апов и участие во Всероссийской форумной кампании.

Существующая экосистема уникальна тем, что предоставляет возможность любому желающему попасть в научно-проектную среду и построить индивидуальный маршрут саморазвития через следующие механизмы входа и движения.

1) Инфраструктурный блок, состоящий из экосистемных интеграторов – команд научных руководителей, наставников и навигаторов, альянса научных кружков, лабораторий, центров и студенческих конструкторских бюро, которые помогают целенаправленно выстраивать маршруты саморазвития студентов с целью привития необходимых надпрофессиональных навыков.

Научная инфраструктура вуза постоянно развивается, создаются всё новые кружки, лаборатории. Так, в 2023 году при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на базе МарГУ совместно с индустриальными партнерами будут созданы две молодежные лаборатории. Тематика исследований лабораторий отражена в трех ключевых векторах: технологический суверенитет, кадровый суверенитет и национальная социальная инициатива. И отвечает приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, а также Десятилетию науки и технологий с целью решения одной из основных задач – «привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок».

2) Публикационный блок. С целью повышения публикационной активности молодежи университетом ежегодно выпускаются научные студенческие журналы и сборники материалов научно-практических конференций.

3) Мероприятийный блок. Это обучающие курсы (Летний университет, Школа проектирования, Акселератор) и события (конференции, конкурсы, форумы), на которых присутствуют представители различных проектов и бизнеса. Этот блок дает возможность молодежи узнать о навыках специалиста, отвечающих актуальным требованиям рынка труда; найти наставников и навигаторов со стороны работодателей и молодых ученых; присоединиться к понравившемуся коллективу, проекту.

4) Информационный блок направлен на освещение мероприятий, проводимых в рамках Всероссийской форумной и конкурсной кампаний.

Благодаря сформированной в рамках реализации программы Приоритете 2030 и развивающейся научно-проектной экосистемы университета наблюдается положительная динамика в изменении количественного и качественного показателя грантовой и публикационной активности молодежи, в инновационно-проектной деятельности. Вклад студентов и молодых ученых Марийского государственного университета в развитие региона и России отмечены стипендиями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, грантами Президента Российской Федерации, стипендиями Главы Республики Марий Эл в различных сферах.

В ходе дискуссий участниками кругового стола были сформулированы адресованные Правительству и отдельным министерствам республики рекомендации по развитию научного наставничества в регионе.


Последние объявления

Объявление от 11 июля о конкурсе ППС

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

11.07.2024

Объявление от 11 июля о выборах заведующих кафедрами

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет выборы на замещение должностей заведующих кафедрами

11.07.2024

Итоги Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле - 2024»

20 мая 2024 года на платформе Марийского государственного университета состоялась ежегодная Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле».

05.06.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 5
    Наши на Сахалине!
  • 8
    Взаимодействие образовательных организаций с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и предприятиями
Все фотоотчеты