Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Практика студентов

Программа практики для хореографов       

1. Пояснительная записка
1.1. Цель и задачи прохождения практики
  1. Практика студентов является составной частью основной образовательной программы профессионального образования.

    Практика по специальности 071301.65 Народное художественное творчество имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в период теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности.

  2. Практика организуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусств в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности и включает следующие этапы:
    • практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную (ознакомительную) и производственную), направленную на подготовку студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности;
    • практику по профилю специальности (педагогическую), направленную на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной организации, связанной со спецификой специализации; для овладения целостной профессиональной деятельностью;
    • практику квалификационную (преддипломную) для овладения первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности.
  3. Итоги практики показывают готовность студента к дальнейшей профессиональной деятельности, владение практическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми в выбранной студентом специальности.

    Общие требования, предъявляемые к студенту, прошедшему все этапы практики.

    Студент должен знать:

    • основные направления, формы и тенденции развития народного художественного творчества в регионе;
    • структуру управления народным художественным творчеством;
    • специфику организации детского народного художественного творчества;
    • опыт работы в регионе творческих коллективов, фольклорных студий, школ ремесел, местных народных мастеров;
    • методику и методы работы с творческим коллективом;
    • сущность педагогической науки, теоретические основы и ведущие тенденции развития системы образования, методы и формы проведения уроков, занятий в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.

    Студент должен уметь:

    • организовать народное художественное творчество в культурно - досуговых и образовательных учреждениях;
    • осуществлять руководство структурным подразделением учреждения культуры, творческим коллективом;
    • организовать работу коллектива исполнителей, творческого коллектива;
    • планировать, организовывать, проводить и анализировать уроки, занятия и другие формы учебной деятельности обучающихся.
  4. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в области высшего профессионального образования в области культуры и искусства специалист в области народного художественного творчества должен овладеть следующими основными видами деятельности:
    • художественно-творческой: обеспечение функционирования коллективов народного художественного творчества; разработка, подготовка и осуществление репертуарных и сценарных планов, художественных программ и постановок; раскрытие и реализация творческой индивидуальности участников коллектива; обеспечение репетиционной работы и исполнительской деятельности коллектива и отдельных его участников;
    • преподавательской: социально-педагогическое и учебно-методическое осуществление учебного процесса; планирование и реализация образовательно-воспитательной работы в учреждениях культуры и дополнительного образования детей и юношества;
    • организационно-управленческой: организация работы творческого коллектива; планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования и развития учреждений сферы культуры и дополнительного образования; осуществление контроля за работой творческого коллектива.
1.2. Распределение бюджета времени

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта на прохождение практик отводится 30 недель (при нормативном сроке обучения 260 недель), из них:

  • ознакомительная практика - 6 недель на рекомендуемом 1 и 2 курсах квалификаций “Руководитель этнокультурного центра, преподаватель”; на 2 курсе обучения студентов квалификации “Художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель”, “Художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель”;
  • производственная практика - 8 недель на рекомендуемом 4 курсе обучения;
  • педагогическая практика - 8 недель на рекомендуемом 5 курсе обучения;
  • преддипломная практика - 8 недель на 5 курсе обучения.
1.3. Базы практики.

Общие требования к подбору баз практик по специальности 071301.65 Народное художественное творчество:

  • оснащение современным оборудованием: наличие компьютерной базы, звуковое, световое оснащение, аудио- и видеотека, музыкальный инструментарий, звуковоспроизводящая аппаратура;
  • наличие высококвалифицированных кадров, грамотных руководителей творческих коллективов;
  • близкое территориальное расположение базовых учреждений.

Для каждого этапа практики рекомендуется соответствующее учреждение культуры и образовательной сферы, независимо от их организационно-правовой формы, в качестве баз практики.

  1. Практика для получения первичных умений и навыков (учебная или ознакомительная).

    Базы учебной (ознакомительной) практики: культурно - досуговые учреждения, школы искусств, учреждения дополнительного образования, музеи, школы ремесел и др.

  2. Практика по специальности (производственная).

    Базы производственной практики: органы управления культуры, культурно-досуговые учреждения, образовательные учреждения дополнительного образования, школы искусств и др.

  3. Педагогическая практика.

    Базы педагогической практики: образовательные учреждения дополнительного образования, школы искусств, общеобразовательные школы, школы ремесел, культурно-досуговые учреждения различных типов.

  4. Квалификационная (преддипломная практика).

    Базы квалификационной практики: школы искусств, учреждения дополнительного образования, культурно-досуговые учреждения различных типов, творческие коллективы различных организационно-правовых форм.

1. 4. Организация практики.
  1. Правильная организация и проведение учебной, производственной и педагогической практики является одним из важнейших условий улучшения качества подготовки специалистов.
  2. Совершенствование содержания учебной и производственной практики заключается в разработке собственных рабочих программ (для каждой специализации отдельно), которые обеспечивают дидактически обоснованную последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных умений и навыков на всех этапах практики. Рабочая программа рассматривается на заседаниях кафедры культуры и искусств и утверждается деканом факультета.

    Рабочая программа может быть скорректирована в зависимости от баз практики.

  3. Этапы учебной и производственной практик могут осуществляться непрерывным циклом или чередоваться с учебными занятиями по дням, неделям (рассредоточенно), при условии связи между содержанием практики и обучением в учебном заведении. Возможно использование комбинированной формы проведения практики.

    Последовательность похождения студентами всех этапов практики, сроки и формы поведения (при обязательном соблюдении временных нормативов) устанавливается учебным заведением и находят свое отражение в графике проведения практики в учебном заведении. Руководители практики составляют расписание практики, с обязательным включением графика консультаций. Кроме этого для студентов разрабатываются программы практики или план-задание в соответствии с рабочей программой по тому или иному виду практики.

  4. Практическое обучение студентов на базах практики проходит на основе прямых договоров между учебным заведением и учреждением или организацией, независимо от их организационно-правовых норм. В договоре должны быть обозначены следующие моменты: сроки проведения практики, количество студентов, направляемых для прохождения практики, обязательства сторон. Договор может быть составлен на срок от 1 года, но не более, чем на 5 лет. На основании договоров между учебным заведением и организацией - базой практики составляется договор между учебным заведением и работником базы практики. В соответствии со взятыми на себя обязательствами, организация или учреждение составляет собственные планы по подготовке и проведению практики, которые согласуются с руководителями практики от учебного заведения и утверждаются руководителем баз практики.
  5. Распределение групп студентов по количеству и составу на группы оформляется распоряжением декана факультета с обязательным указанием места проведения практики, сроков поведения и руководителей практики. Учебная группа при прохождении практики может делиться на подгруппы, включающие не менее 8 человек, а с учетом специфики подготовки специалистов - и на более малочисленные группы.
  6. Практику для получения первичных умений и навыков, по усмотрению учебных заведений, можно проводить концентрированно, рассредоточенно или комбинированно, при обязательном сохранении в пределах учебного года объема часов, установленного учебным планом.

    В соответствии со спецификой баз практики, учебное заведение вправе выбрать вид и форму проведения практики.

    Квалификационную (преддипломную) практику рекомендуется проводить концентрированно по окончании теоретического обучения. Преддипломная практика предшествует итоговой государственной аттестации.

  7. Декан факультета:
    • обеспечивает общее руководство и осуществляет контроль за проведением практики;
    • утверждает годовой график практик;
    • рассматривает аналитические материалы по организации практики.

    Заместитель декана:

    • составляет годовой график практики;
    • подбирает совместно с руководителями практики базы для проведения практик;
    • распределяет студентов совместно с руководителями практики по базам практики, оказывает методическую помощь, заботится об условиях труда и быта;
    • осуществляет методическое руководство и контроль за деятельностью лиц, участвующих в организации и проведении практик;
    • контролирует ведение документации по практике;
    • проводит совместно с преподавателями семинары, конференции по итогам практики.

    Руководители групп студентов - практикантов:

    • осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью студентов;
    • наблюдают за работой практикантов, анализируют и оценивают ее совместно с работниками баз практик;
    • совместно с руководителями и работниками баз практиками составляют отзыв-характеристику и выставляют итоговые оценки (или зачет) практикантам.

    Руководители организаций-баз практики при проведении практики по специальности (учебной или ознакомительной, производственной и педагогической) и квалификационной (преддипломной) практики в соответствии с договором, заключенным с учебным заведением:

    • обеспечивают необходимые условия для успешного проведения практики, контроль за своими сотрудниками и осуществляют общее руководство практикой;
    • анализируют работу студентов-практикантов и подводят итоги практики в организации.

    Работники баз практики:

    • знакомят студентов с необходимой документацией;
    • проводят отдельные показательные уроки (в процессе педагогической практики);
    • определяют темы занятий с участниками творческих коллективов, содержание других видов деятельности, консультируют студентов-практикантов, проверяют планы занятий студентов с творческим коллективом и дают согласие на их проведение (в процессе педагогической практики);
    • присутствуют на занятиях, анализируют их и выставляют оценки;
    • представляют отзыв-характеристику о работе практикантов;
    • при возможности участвуют в конференциях по итогам практик.
  8. С момента распределения студентов-практикантов на базы практики на них распространяются правила охраны труда, правила внутреннего распорядка, действующие в организации или учреждении, правили пожарной безопасности.
1.5. Учет выполненной работы ведется студентом ежедневно в дневнике практики.
Дневник практики заполняется по каждому виду практики. Записи в дневнике должны содержать краткое описание работы с анализом и выводами. Дневники проверяются и подписываются руководителем практики.

По завершении каждого из видов практик студент составляет отчет, структура которого должна соответствовать программе практики. Помимо учебного задания, в отчете находит свое отражение работа, выполненная студентами по заданию работников баз практики. Необходимо, чтобы отчет содержал анализ практики и выводы, сделанные студентом. Элементами структуры отчета студента по практике являются:

  • цель и задачи практики;
  • общая характеристика предприятия (учреждения) - базы практики;
  • описание выполненных заданий с количественными и качественными характеристиками и приложениями;
  • обоснование предложений по организации и содержанию практики, совершенствование программы практики.

Индивидуальные планы-графики работы студентов включают порядковый номер и наименование задания, количество дней (часов), отводимых на выполнение задания, планируемые даты начала и окончания работы, характеристику ожидаемого результата.

Итогом практики является защита практики, где оценивается качество ведения дневника и составленного отчета, уровень приобретенных практических умений и навыков. Протокол защиты практики предусматривает заполнение следующего формата:

ПРОТОКОЛ

защиты практики студентов

База практики Дата защиты

_______________ __________________

Состав комиссии:_________________________________________

Повестка дня: 1. Защита практики студентов _______курса

__________________________________________________________

(наименование факультета, вуза)

Слушали: Защиту практики студентов факультета (перечисляются фамилии студентов, чьи отчеты по практике были заслушаны и обсуждены, дается краткая характеристика работы каждого студента)

Постановили: Оценить практику студентов следующим образом: (перечисляются фамилии всех студентов с указанием оценки за практику)

Подписи:

Председатель комиссии_______________

Члены комиссии_____________________

Печать предприятия (учреждения)

Характеристики на студентов-практикантов должны содержать сведения, отражающие уровень профессиональной подготовки и личностные качества практиканта, в том числе раскрываются:

  • уровень теоретической подготовки студентов
  • деловые и организаторские качества студента-практиканта
  • отношение к работе
  • общественная активность, инициативность
  • дисциплинированность
  • профессиональная пригодность
  • рекомендации по использованию данного студента-практиканта в структуре профессиональной деятельности
  • рекомендуемая оценка по итогам практики.

Характеристики должны быть заверены подписью руководителя практики от предприятия (учреждения) - базы практики и печатью. Справки на оплату за руководство практикой представляются на типовых бланках государственного образца.

Документы, формируемые преподавателями-руководителями практики от вуза: планы-графики практики, отчеты о руководстве практикой, зачетно -экзаменационные ведомости по итогам практики студентов.

Планы-графики практики характеризуют примерное распределение времени студента на выполнение заданий практики, интегрированных в основные направления работы. В структуре плана-графика выделяют: порядковый номер и наименование направления работы; количество рабочих дней, отводимых на выполнение заданий данного направления.

Отчеты о руководстве должны включать:

  • характеристику баз практики, в том числе и руководителей практики;
  • сведения о числе студентов, направленных на практику, своевременности их прибытия на практику, об итогах прохождения и защиты;
  • анализ выполнения студентами общих и индивидуальных заданий практики;
  • предложения по совершенствованию программы и организации практики, выбору баз практики.

К отчету преподавателя - руководителя практики прилагаются:

  • протоколы защиты практики с краткой характеристикой работы каждого студента;
  • справки на оплату за руководство практикой;
  • характеристики студентов-практикантов;
  • вся отчетная документация студентов-практикантов.

Зачетно-экзаменационные ведомости по итогам практики студентов оформляются на типовых бланках государственного образца.

Форматы отчетных документов являются одинаковыми для всех видов практики.

Структура отчетных документов, подготавливаемых студентами-практикантами, должна соответствовать составу заданий практики. В заключение отчета о практике студент должен представить выводы о состоянии и перспективах развития изученных объектов (процессов, явлений) на конкретном предприятии (учреждении)- базе практики.

Защита практики проводится студентом на заседании специальной комиссии, членами которой являются руководители практики от университета и базы практики, ведущие специалисты.

К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие задания практики и в указанные сроки представившие всю отчетную документацию.

Защита практики включает:

  • раскрытие цели и задач практики;
  • общую характеристику предприятия (учреждения) - базы практики и подразделений (рабочих мест), в которых работал практикант;
  • описание выполненной работы с количественными и качественными характеристиками, соответствие объема и содержания работы плану-графику и заданиям практики;
  • обоснование выводов и предложений по содержанию и организации практики, совершенствование программы практики.

Оценка практики выносится членами комиссии на основании учета количественных и качественных показателей выполненных студентом заданий, представленной им отчетной документации, инициативы и заинтересованности в работе. Оценка заносится в протокол защиты практики, экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента.

По итогам практики проводится общее собрание (конференция) студентов, преподавателей и представителей баз практики по обобщению ее результатов и анализу трудностей.

Студенты, не прошедшие практику по уважительной причине, а также студенты, не выполнившие требований программы практики или получившие отрицательный отзыв, направляются учебным заведением на практику вторично, в свободное от учебных занятий время.

При заочной форме обучения все виды практик реализуются аналогично очной форме обучения.

2. Примерное содержание практики.
2.1. Учебная (ознакомительная) практика.

Задачами учебной практики является подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению специальных дисциплин, привитие им практических умений по избранной специальности.

Учебная практика может проводиться в виде ознакомительной практики, которая проводится в виде практики наблюдений и практики показательных занятий. Студенты различных специализаций в период ознакомительной практики должны ознакомиться с учреждениями и организациями дополнительного образования, культурно-досуговой сферы, где функционируют различные творческие коллективы (любительские и профессиональные), развиваются направления народного художественного творчества.

Практика показательных занятий проводится для иллюстрации приемов и методов ведения занятий в творческих коллективах и организации творческого процесса в них. В качестве показательных занятий могут быть использованы видеозаписи ведущих руководителей и педагогов творческих коллективов, владеющих частными методиками, апробированными не одним поколением участников коллективов.

Примечание. Руководством факультета может быть предусмотрено иное содержание практики, в соответствии со специфическими особенностями баз практики, но в рамках часов, отведенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в области культуры и искусств на практику для получения первичных умений и навыков.

2.2. Практика по профилю специальности (производственная).

Практика по специальности закрепляет и углубляет знания, полученные по предметам специального и общепрофессионального циклов.

В процессе практики студент должен ознакомиться с состоянием уровня развития народного художественного творчества определенного муниципального образования (город, микрорайон города, район, поселок, округ) по следующим направлениям:

  • социальная структура района (территория, население, культурно-образовательный уровень населения, учреждения культуры);
  • изучение сети учреждений и организаций, занимающихся проблемами развития народного художественного творчества;
  • изучение положительного опыта руководителей творческих коллективов;
  • анализ работы руководителей творческих коллективов;
  • овладение практическими умениями и навыками в организации работы конкретного творческого коллектива.
2.3. Педагогическая практика
  1. Педагогическая практика является одной из важнейших составляющих профессиональной подготовки выпускника и проводится с целью формирования у студентов целостного представления об образовательном и творческом комплексе современного образовательного учреждения, учреждения дополнительного образования, культурно-досугового учреждения, а также системы педагогических знаний и умений для практической работы, получаемых при изучении специальных и общепрофессиональных дисциплин, а также дисциплин специализаций.

    В процессе педагогической практики студент должен освоить теоретические принципы и основные методы педагогики, овладеть методами и формами работы с обучающимися, принять участие в учебном процессе в качестве педагогического работника. Студент-практикант должен изучить программные требования, предъявляемые к обучающимся, методы воспитательной и организационной работы и провести определенной количество пробных уроков, занятий, репетиций.

  2. К педагогической работе могут относиться:
    • практика работы с творческим коллективом;
    • практика пробных уроков (занятий, репетиций).
  3. Практика работы с творческим коллективом.

    Основной задачей является приобретение навыков организации жизнедеятельности творческого коллектива. Студент-практикант может быть зачислен на должность руководителя кружков, музыкального руководителя, педагога-организатора массовых мероприятий. На студентов, зачисленных в период практики на оплачиваемые должности, распространяется законодательство Российской Федерации о труде.

  4. Практика пробных уроков (занятий, репетиций).

    Основной задачей практики пробных уроков (занятий, репетиций) является формирование у студента профессиональных умений планирования, организации, проведения и анализа уроков, занятий, репетиций, развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.

    Количество уроков и занятий, отводимых на специализацию, устанавливается образовательным учреждением самостоятельно. Практика пробных уроков и занятий предусматривает период наблюдения образовательного процесса на базах практики.

2.4. Квалификационная практика (преддипломная).

Квалификационная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего руководителя творческого коллектива и преподавателя, в ходе которого осваивается многофункциональность профессиональной деятельности специалиста.

В процессе практики студенты выполняют функции руководителей творческих коллективов, педагогов дополнительного образования, преподавателей студий народного художественного творчества. Студенты- практиканты демонстрируют приобретенные в процессе теоретического и практического обучения умения и навыки по организации учебно-воспитательной работы в коллективе (проведение учебных занятий, репетиционной работы, работы с родителями). Итогом практической части преддипломной практики является подготовка программы к государственному квалификационному экзамену с учетом специфики специализаций.

Составной частью преддипломной практики является исследовательская деятельность по теме, определяемой преподавателями учебного заведения, итогом которой является дипломная работа. Тематика разрабатывается преподавателями учебного заведения заблаговременно и должна соответствовать квалификационным требованиям к выпускнику. Тема дипломной работы выбирается студентом самостоятельно. Студент имеет право предложить свою тему дипломной работы при условии обоснования целесообразности ее разработки. Дипломная работа по структуре, как правило, состоит из теоретической и практической части. Содержание и соотношение этих частей зависит от профиля специализации и темы дипломной работы.

Дипломная работа выносится на защиту перед Государственной аттестационной комиссией в период проведения итоговой государственной аттестации.

3. Рекомендации по составлению рабочей программы практик.

При составлении рабочих программ практик для специальности 071301.65 Народное художественное творчество необходимо уточнять содержание практик, календарные сроки проведения того или иного вида практик. При этом количество часов, отведенных на той или иной вид практики, должно оставаться неизменным в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области культуры и искусства.

Рабочая программа практик составляется, по усмотрению факультета, для каждого вида практики отдельно или на весь производственный цикл обучения в целом. В каждом конкретном случае рабочая программа производственной практики рассматривается на заседании Ученого совета факультета, согласовывается с руководителем базы практики и утверждается с руководителем структурного подразделения

Последние объявления

ОБЪЯВЛЕНИЕ ОТ 26 МАРТА 2024 ГОДА

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников

26.03.2024

День открытых дверей

30 марта 2024 года Марийский государственный университет проводит День открытых дверей.

25.03.2024

Внимание! Важная информация по переходу с платного обучения на бесплатное!

29 марта 2024 года состоится заседание комиссии по переходу студентов ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» с платного обучения на бесплатное.

21.03.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 3
    Команда студентов юридического факультета будет участвовать в очном раунде Конкурса по международному гуманитарному праву им. Ф.Ф. Мартенса
  • 5
    Церемония награждения лучших работ регионального этапа юбилейной X Всероссийской олимпиады по истории российского предпринимательства
Все фотоотчеты