Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Биологи выяснили, как сердце до последнего противостоит мышечной дистрофии Дюшенна

06.07.2020 10:06:00

Российские биологи изучили изменения в работе клеток сердца у больных миопатией Дюшенна. При этой болезни человек со временем теряет способности к передвижению, позже существенно ухудшается дыхание и развивается сердечная недостаточность. В ходе исследования на подопытных мышах ученые выяснили, что в молодом возрасте митохондрии сердца больных начинают более эффективно транспортировать и аккумулировать ионы кальция, тем самым способствуя адаптации органа к заболеванию. Этот факт объясняет позднее развитие сердечной недостаточности у больных дистрофией Дюшенна. В будущем работа биологов позволит глубже изучить механизмы патогенеза этого заболевания. О своей работе ученые сообщили в журнале Biochimica et Biophysica Acta — Bioenergetics. Исследования поддержаны грантом Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда (РНФ).

Миопатия (дистрофия) Дюшенна — тяжелое генетическое заболевание, проявляющееся у маленьких детей, в основном у мальчиков. Дистрофия ежегодно встречается примерно у одного из 7000 новорожденных в России. В среднем люди с таким заболеванием доживают до 15-25 лет и гибнут от проблем с дыханием и сердечной недостаточности. Причина возникновения болезни кроется в мутации гена дистрофина, отвечающего за связь мышц с внеклеточными структурами.

В ходе развития дистрофии ребенок уже на ранних этапах заболевания теряет возможность передвигаться, со временем ухудшается дыхание и функционирование сердечной мускулатуры. Исследования российских биохимиков и биофизиков направлены на изучение причин развития патологии. Раннее ученые уже выяснили, что при болезни Дюшенна в скелетных мышцах больного появляются серьезные нарушения: митохондрии, производящие энергию и регулирующие транспорт ионов кальция в клетке, начинают работать гораздо менее эффективно. В своей новой работе биологи из республики Марий Эл совместно с коллегами из Московской области изучили работу митохондрий сердца при миодистрофии Дюшенна.

В результате исследования выяснилось, что с развитием болезни Дюшенна в сердце животного происходят серьезные изменения — митохондрии начинают работать более эффективно, но, в отличие от скелетных мышц, сердцу такие перемены идут только на пользу, по крайней мере, на ранних этапах этого заболевания. Клетки больных мышей приспособлены к патологическим условиям: ионы кальция существенно быстрее поглощаются и выбрасываются из митохондрий, а также лучше удерживаются в них. Это позволяет более эффективно регулировать обмен ионов металла в клетках сердца больных мышей. Такие адаптационные изменения могут компенсировать другие значительные нарушения в работе внутриклеточного аппарата клеток сердца при этой патологии и во многом объясняют позднее развитие кардиомиопатии и сердечной недостаточности: молодой организм приспосабливается и не дает сердцу ослабеть слишком быстро.

Исследование российских ученых поможет расширить знания биологов и врачей всего мира о болезни Дюшенна — в том числе, даст возможность изучить механизмы патогенеза этого заболевания. В будущем исследователи планируют оценить влияние перспективных терапевтических подходов, направленных на улучшение функционирования внутриклеточных органелл (в частности митохондрий), на развитие этой тяжелой патологии.

Результаты республиканского этапа Всероссийской студенческой олимпиады «Культурное наследие»

С 20 по 23 декабря 2021 года кафедрой культуры и искусств Института национальной культуры и межкультурных коммуникаций Марийского государственного университета в целях содействия сохранению традиционных культур народов России, формированию компетенций студентов вузов по истории, мифологии, религии, искусству народов России был проведен республиканский этап Всероссийской студенческой олимпиады «Культурное наследие».

30.12.2021

Подведены итоги внутривузовской студенческой олимпиады по общей гигиене и экологии человека для иностранных студентов

13 декабря 2021 года впервые была проведена внутривузовская студенческая олимпиада по общей гигиене и экологии человека для иностранных студентов (на английском языке).

30.12.2021