Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Описание ООП 032700.62 Филология

1. Общие положения

1.1. Определение ООП

Основная образовательная программа бакалавриата (магистратуры), реализуемая ГОУВПО «Марийский государственный университет» по направлению подготовки 032700 – Филология представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную в МарГУ, с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки высшего профессионального образования 032700 – Филология, а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Основная образовательная программа (ООП ВПО) по направлению 032700 – Филология (бакалавриат) разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавра по направлению 032700 – Филология, утвержденного приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 года № 34 и является системой учебно-методических документов, рекомендуемых вузам для использования при разработке основных образовательных программ (ООП) первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриат) по направлению подготовки 032700 – Филология в части:

  • набора профилей подготовки;
  • компетентностно-квалификационной характеристики выпускника;
  • содержания и организации образовательного процесса;
  • итоговой государственной аттестации выпускников.

1.2. Нормативные документы для разработки ООП

Нормативно-правовую базу разработки ООП составляют:

  • Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ);
  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года №71;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки высшего профессионального образования 032700 – Филология (бакалавр);
  • Нормативно-методические документы Минобрнауки России;
  • Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 032700 – Филология, утвержденная 14 января 2010 г.;
  • Устав МарГУ.

1.3. Общая характеристика ООП

Цель (миссия) ООП. ООП имеет своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных универсальных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки. При этом цель ООП определяется с учетом ее специфики, характеристики групп обучающихся, а также особенностей научной школы МарГУ и потребностей рынка труда.

Срок освоения ООП – 4 года.

Трудоемкость ООП – 240 зачетных единиц.

1.4. Требования к абитуриенту

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП по направлению подготовки

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Профессиональная деятельность бакалавров по направлению подготовки 032700 Филология осуществляется в области филологи» и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, в учреждениях сферы образования, культуры и управления.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров но направлению подготовки 032700 Филология являются:

  • языки (отечественные и иностранные) в юс теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах;
  • художественная литература (отечественная и зарубежная) и устное народное творчество в их историческом и теоретическом аспектах с учетом закономерностей бытования в разных странах и регионах;
  • различные типы текстов - письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов);
  • устная и письменная коммуникация.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 032700 Филология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;
  • педагогическая в системе среднего общего и среднего специального образования;
  • прикладная (например, переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации, социально-гуманитарной деятельности;
  • проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях;
  • организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 032700 Филология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская деятельность:
    • научные исследования в области филологии с применением полученных теоретических и практических знаний;
    • анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций отдельных языковых, литературных и коммуникативных явлений и процессов, всех типов текстов, включая художественные, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов;
    • сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографией по тематике проводимых исследований;
    • участие в научных дискуссиях и процедурах зашиты научных работ различного уровня; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
    • устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований;
  • педагогическая деятельность:
    • проведение учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования;
    • подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик;
    • распространение и популяризация филологических знаний и воспитательная работа с учащимися;
  • прикладная деятельность:
    • сбор и обработка (в том числе организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение) языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
    • создание на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (например, устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет; официально-деловой, публицистический, рекламный текст); работа с документами в учреждении, организации или на предприятии;
    • доработка и обработка (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование) различных типов текстов; подготовка обзоров;
    • участие в составлении словарей и энциклопедий, выпуске периодических изданий, работе с архивными материалами;
    • перевод различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках;
    • осуществление устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной (общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам) и межнациональной, реализующейся между породами (лингвокультурными сообществами) Российской Федерации;
  • проектная деятельность:
    • разработка проектов но созданию экспозиций для литературных и литературно-художественных музеев;
    • разработка проектов, связанных с поддержанием речевой культуры населения;
    • разработка филологических проектов для рекламных и PR - кампаний;
    • разработка проектов, связанных с креативной деятельностью учащихся в рамках кружков детского творчества, создание сценариев литературных игр, литературно-драматических и поэтических фестивалей;
  • организационно-управленческая деятельность:
    • подготовка необходимых для вышеперечисленных форм деятельности средств и материалов; организация самостоятельного трудового процесса;
    • участие в организации и проведении различных типов семинаров, конференций, деловых и официальных встреч, консультаций, переговоров, в подготовке материалов к публикации.
3. Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

Результаты освоения ООП бакалавриата определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения данной ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

  1. общекультурными (ОК):
    • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
    • владение нормами русского и марийского литературных языков, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском и марийском языках (ОК-2);
    • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
    • способность принимать организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);
    • умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
    • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);
    • умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних (ОК-7);
    • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);
    • умение использовать основные положения и методы социальных, гу­манитарных и экономических наук в профессиональной деятельности; способность анализироватьсоциально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);
    • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
    • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
    • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
    • владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации (ОК-13);
    • владение основными методами защиты производственного персо­нала и населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-14);
    • владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).
  2. профессиональными (ПК)
  3. общепрофессиональными:
    • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основных изучаемых языков и литератур, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
    • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
    • свободное владение основными изучаемыми языками в их литературной форме (ПК-3);
    • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основных изучаемых языках (ПК-4);
по видам деятельности:

в научно-исследовательской деятельности:

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основных изучаемых языков и литератур, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);
  • способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
  • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

в прикладной деятельности:

  • владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);
  • владение базовыми навыками доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов (ПК-13);

в проектной деятельности:

  • владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просве­ти­тельских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-15);

в организационно-управленческой деятельности:

  • умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16).

Выпускник, завершивший обучение по конкретному профилю в рамках направления подготовки 032700 – «Филология» с квалификацией (степенью) «бакалавр», должен обладать следующими профильными компетенциями:

Профиль «Отечественная филология»:

  • представление о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского и марийского языков;
  • знание родственных связей русского и марийского языков и их типологических соотношений с другими языками, их истории, современного состояния и тенденций развития;
  • умение анализировать русский и марийский языки в их истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, коммуникативистики и когнитивной лингвистики, психо-, этно- и социолингвистики; ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного языкознания;
  • знание литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народов, говорящих на изучаемых языках;
  • понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом.

Последние объявления

Объявление от 11 июля о конкурсе ППС

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

11.07.2024

Объявление от 11 июля о выборах заведующих кафедрами

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет выборы на замещение должностей заведующих кафедрами

11.07.2024

Итоги Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле - 2024»

20 мая 2024 года на платформе Марийского государственного университета состоялась ежегодная Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле».

05.06.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 5
    Наши на Сахалине!
  • 8
    Взаимодействие образовательных организаций с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и предприятиями
Все фотоотчеты