Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

«Триклозан запускает программу самоуничтожения»: достижения молодых ученых-биологов МарГУ

18.08.2021 08:00:00

В рамках подготовки аспирантов кафедры биохимии, клеточной биологии и микробиологии Марийского государственного университета по направлению «06.06.01 Биологические науки» идет активное участие наших ученых в современных научных разработках совместно с Институтом теоретической и экспериментальной биофизики РАН (г. Пущино).

Аспиранты кафедры совместно со своими научными руководителями (доктор биологических наук, профессор Самарцев В.Н., доктор биологических наук, профессор Белослудцев К.Н. и кандидат биологических наук, доцент Дубинин М.В.) ведут исследования по нескольким направлениям. Основной научный интерес связан с изучением митохондрий – внутриклеточными органеллами, которые участвуют в патогенезе и развитии множества заболеваний человека, среди которых онкологические, нейродегенеративные и сердечно-сосудистые патологии, диабет, травматические повреждения мозга и воспалительные процессы. Тот факт, что нарушения функционирования митохондрий связаны с болезнями человека, делает их многообещающей фармакологической мишенью для лечения широкого спектра заболеваний. Результаты совместных исследований были опубликованы в журнале Сells (DOI 10.3390/cells8091014).

Кроме этого, коллектив ученых из ИТЭБ РАН и МарГУ провели ряд исследований, которые доказали, что триклозан, антибиотик из недавно запрещенного в ЕС и США бактерицидного мыла, запускает программу самоуничтожения в клетках млекопитающих. Как показали опыты, попадание антибиотика внутрь митохондрий практически мгновенно приводит к тому, что в их внутренней мембране начинают появляться отверстия, что заставляет их разбухнуть и увеличиваться в размерах почти в два раза. По мнению ученых, это помогает «сигналам смерти» выходить из-за пределов митохондрий и вызывать массовую гибель клеток при попадании триклозана в организм. Результаты данного исследования наших ученых были опубликованы в журналах BBA – Biomembranes (DOI 10.1016/j.bbamem.2018.06.012) и Biochimica et Biophysica Acta (BBA) (DOI 10.1016/j.bbadis.2020.165674).

Еще одно направление в научной работе научной школы связано с актуальной задачей современной биологии и медицины – поиском новых высокоэффективных лекарственных препаратов. Результаты исследований бетулоновой кислоты, полученные в совместной работе, могут быть использованы при разработке новых фармакологических соединений на основе бетулина и его производных, в том числе митохондриально-направленных агентов.

Надеемся, что в дальнейшем продолжится тесное сотрудничество Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН и Марийского государственного университета на благо развития российской науки в области биологии и медицины.

Заседание Ученого совета университета

Очередное заседание Ученого совета МарГУ состоится в понедельник, 27 июня 2022 года в 14 ч. 00 мин. (аудитория 329, корпус «А»).

24.06.2022

Летняя онлайн-школа марийского языка «Марий мутчо»

8 по 20 июня Марийский государственный университет проводит летнюю онлайн-школу марийского языка «Марий мутчо». Двухнедельный интенсивный курс предоставит слушателям прекрасную возможность погрузиться в мир уникального марийского языка и культуры. По итогам обучения выдается сертификат.

02.06.2022

Детский университет МарГУ вновь открывает свои двери!

Уже многие годы в Марийском государственном университете получают образование не только студенты и слушатели программ профессиональной переподготовки, но и пенсионеры в Университете третьего возраста. А в 2021 году в МарГУ открылся «Детский университет» - летний лагерь при Педагогическом институте для ребят от 6 до 16 лет. Этим летом «Детский университет» возобновляет свою работу для всех желающих.

31.05.2022