Заявка на обучение

Подписаться на рассылку

Письмо в деканат

Задать вопрос

Юридическая консультация

Оставить отзыв

Письмо сотруднику

Замечание

Письмо администрации

Регистрационная форма участника

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Приемная комиссия +7 (8362) 641-541, 688-088 prk@marsu.ru

Марийский государственный университет
Опорный вуз Марий ЭлУчастник программы "Приоритет 2030"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Меню

Университет

Федеральная инновационная площадка


06.07.2024, Суббота

С 13 мая по 29 июня 2024 г. в ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» прошли курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Экспериментальная деятельность младших школьников на основе ТРИЗ» в рамках деятельности федеральной инновационной площадки «Апробация и внедрение модели повышения квалификации педагогов по развитию изобретательского мышления младших школьников средствами инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в образовательном пространстве школ» под руководством Мальцевой Е.В., канд. пед. наук, доцента кафедры педагогики начального и общего образования.

06.06.2024, Четверг

20.05 в Школе креативных индустрий Республики Марий Эл состоялась пресс-конференции «Кинолаборатория креативных решений «Встреча с Мечтой!».

24.05.2024, Пятница

13 мая на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» состоялось открытое заседание Республиканского объединения ТРИЗ-педагогов начальной школы. На заседание были приглашены педагоги образовательных организаций, слушатели курсов повышения квалификации по образовательной программе «Экспериментальная деятельность младших школьников на основе ТРИЗ».

02.04.2024, Вторник

28 марта в центре коллективной работы «Точка кипения» – Деловом центре Марийского государственного университета состоялся республиканский конкурс «Давайте изобретать!» на лучшее изобретательское решение среди обучающихся 1–2 классов.

01.04.2024, Понедельник

26 марта в центре коллективной работы «Точка кипения» - Деловом центре Марийского государственного университета (МарГУ) состоялась XVI Всероссийская научно-практическая конференция «Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации».

29.01.2024, Понедельник

24 января на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» состоялось открытое заседание Республиканского объединения ТРИЗ-педагогов начальной школы. В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:

18.01.2024, Четверг

В период с сентября по декабрь 2023 г. в рамках деятельности федеральной инновационной площадки «Апробация и внедрение модели повышения квалификации педагогов по развитию изобретательского мышления младших школьников средствами инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в образовательном пространстве школ» педагогами образовательных организаций республики Марий Эл и г. Липецка, а также студентами Марийского государственного университета были проведены мастер-классы в рамках образовательной творческой среды "Тризологика" для развития изобретательского мышления и исследовательских компетенций младших школьников.

27.11.2023, Понедельник

По приглашению Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Марийский государственный университет принял участие в очных семинарах в г. Москве на темы «Результаты анализа проектов ФИП: эффективные модели и практики осуществления инновационной деятельности в системе образования в сфере ведения Минобрнауки России», который проходил на базе МИРЭА - Российский технологический университет» и «Тенденции развития и перспективные направления инновационной деятельности в сфере высшего образования по результатам анализа федеральных инновационных проектов», проходивший на базе Московского государственного лингвистического университета.

12.10.2023, Четверг

10 октября 2023 г. на базе МарГУ состоялось очередное заседание Республиканского объединения ТРИЗ-педагогов начальной школы. На заседании присутствовали преподаватели, педагоги начальной школы, представители системы дополнительного образования и детских образовательных центров «Эволюция».

23.06.2023, Пятница

21 июня в Точке кипения состоялся республиканский научно-методический семинар «ТРИЗ-технологии в начальной школе». Теория решения изобретательских задач была разработана отечественным исследователем, инженером-изобретателем, писателем-фантастом Г.С. Альтшуллером в середине ХХ века и стала эффективно интегрироваться в процесс общего и дополнительного образования в 90-е гг. ХХ века.

21.06.2023, Среда

В Марийском государственном университете прошли курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной образовательной программе «Экспериментальная деятельность младших школьников на основе ТРИЗ»

30.05.2023, Вторник

В рамках инновационного проекта «ФИП «Апробация и внедрение модели повышения квалификации педагогов по развитию изобретательского мышления младших школьников средствами инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в образовательном пространстве школ», реализуемого на базе Марийского государственного университета, успешно прошла апробация ТРИЗ-лаборатории в образовательных организациях Республики Марий Эл.

23.05.2023, Вторник

10 мая на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» состоялось открытое заседание Республиканского объединения ТРИЗ-педагогов начальной школы. На заседании присутствовали учителя начальных классов, преподаватели, педагоги системы дополнительного образования. В рамках заседания были рассмотрены следующие вопросы:

14.04.2023, Пятница

11 апреля 2023 года состоялся вебинар для участников республиканского объединения ТРИЗ-педагогов начальной школы по теме «Организация экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях по апробации курса «Тризологика» с использованием инновационного лабораторного комплекса».

06.03.2023, Понедельник

28.02.2023 в рамках XV Всероссийской научно-практической конференции «Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации» в Центре коллективной работы «Точка кипения» - Деловой центр МарГУ был организован и проведен мастер-класс «Возможности курса "Тризологика" по развитию изобретательского мышления младших школьников» для студентов, учителей начальных классов, преподавателей.

13.02.2023, Понедельник

9 февраля на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» было проведено первое заседание Республиканского объединения ТРИЗ-педагогов начальной школы.



С 1.01.2023 на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» реализуется инновационный проект «ФИП «Апробация и внедрение модели повышения квалификации педагогов по развитию изобретательского мышления младших школьников средствами инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в образовательном пространстве школ».

Направление инновационной деятельности

Разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора. Область деятельности инновационного образовательного проекта – педагогическое образование.

Цель инновационного образовательного проекта

Разработка, апробация и внедрение системы повышения квалификации педагогов по развитию изобретательского мышления детей 6-12 лет с использованием инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в рамках кружковой деятельности в системе общего и дополнительного образования в условиях межрегиональной образовательной среды

Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта

Основной идеей проекта является разработка, апробация и внедрение системы по обучению педагогов начальной школы и студентов с обменом опыта между всеми участниками процесса в целях развития исследовательских компетенций и изобретательского мышления младших школьников с использованием инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в образовательном пространстве школ и детских центров дополнительного образования. На базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» создано Республиканское объединение ТРИЗ-педагогов», целью которого является создание условий для научно-методического обеспечения деятельности педагогов общеобразовательных организаций, преподавателей и студентов МарГУ по использованию ТРИЗ технологий, ориентированных на развитие исследовательских компетенций и изобретательского мышления младших школьников.

Для эффективного сопровождения учебно-исследовательской деятельности младших школьников в рамках инновационного проекта будут реализованы следующие условия:

  • развитие профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций общего и дополнительного образования и студентов-будущих педагогов, необходимых для реализации дополнительной образовательной программы для младших школьников с использованием ТРИЗ-технологий,

  • применение инновационного учебно-лабораторного комплекса с учебными экспериментами исследовательского и изобретательского типа, позволяющая сформировать у ребенка необходимые научные представления посредством собственного экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей и согласования цифровой и естественной экспериментальных сред.

  • организация конкурсов и олимпиад для младших школьников по решению исследовательских и изобретательских задач.

  • разработка и апробация пакета диагностических методик для выявления уровня исследовательских компетенций и изобретательского мышления младших школьников/ срезы знаний в начале, в середине и в конце обучения

Апробация идеи инновационного образовательного проекта будет проходить, в том числе, и в образовательном пространстве ГАОУ “Школа Иннополис” (Республика Татарстан) в целях более объективной оценки результатов и дальнейшего масштабирования опыта в других регионах.

К инновационной деятельности в рамках проекта планируется привлечь около десяти регионов Российской Федерации.

Период реализации инновационного образовательного проекта

Старт 01.01.2023. Срок реализации 3 года.

Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта

В современном стремительно меняющемся мире человеку необходимо уметь действовать в нестандартных ситуациях, находить и реализовывать творческие решения, развивать изобретательские компетенции. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и основанная на ней общая теория сильного мышления (ОТСМ), разработанная Г.С. Альтшуллером, широко используются сегодня в разных странах для решения проблем, как в социальных, так и в технических областях. В последние десятилетия они успешно применяются в дошкольном образовании, начальной, основной и высшей школе. Сейчас окружающий мир использует изобретения, сделанные 100 лет назад, хотя всё стремительно меняется. Для того, чтобы Россия сохраняла лидерские позиции, нужны прорывные идеи и технологии. Государству уже сейчас экстренно необходимо воспитывать инженеров, изобретателей, конструкторов и ученых с помощью развития научно-технических компетенций у молодежи (42 инициативы правительства - Профессионалит). При этом в основе прорывных идей и технологий лежит изобретательское мышление, развитию которого уделяется внимание в средней и старшей школе с помощью ТРИЗ-технологий, хотя, по исследованиям Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, развивать его следует еще в начальной школе, т.к. в этот период границы мышления ребёнка ещё не сформированы и есть возможность инициировать запуск изобретательского мышления.

Именно поэтому в целях продуктивной реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования рекомендовано применение педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся с применением интеллектуальных инструментов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе. Для реализации ТРИЗ в начальной школе рекомендуется, следуя опыту школьных инновационных образовательных площадок, обучать педагогов на курсах повышения квалификации и создавать консультационные центры помощи учителям для ускорения разработки интегративных учебных предметов по структуре урока ТРИЗ. Таким образом, ТРИЗ выбран одним из инструментов достижения к 2025 году цели государственной программы «Развитие образования» обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики https://e-koncept.ru/2015/15257.htm

Однако одна из проблем обучения младших школьников ТРИЗ-технологиям заключается в отсутствии у них практического опыта, необходимого для получения новизны в продуктах созидательной деятельности. Точность работы воображения, необходимого для конструирования образа идеальных решений зависит от опыта практической деятельности, который у детей младшего возраста ограничен в силу несамостоятельности и неполноты научных представлений об окружающем мире. Формирование навыков продуктивного воображения в теоретическом аспекте основано на обучении пользоваться специальными мыслительными инструментами для получения и преобразования информации, разработанными на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В качестве базы для моделирования решений проблем на основе ТРИЗ младшими школьниками партнёрами нашего проекта - Инновационным научно-образовательным центром “Формула Успеха” разработана система учебных экспериментов исследовательского и изобретательского типа, позволяющая сформировать у ребенка необходимые научные представления посредством собственного экспериментирования с учетом возрастных особенностей детей и согласования в цифровой среде с использованием инновационного учебно-лабораторного комплекса. Данная система учебных экспериментов построена на основе научной авторской среды “ТРИЗобретатель” Нестеренко А.А. и Тереховой Г.В., которая по итогам своей апробации внесена АСИ (агентством стратегических инициатив) в реестр лучших неформальных практик России., а также представлена в докладе на саммите в 2020 г.

Имеющаяся разработанная система будет внедряться через открытие научно-изобретательских кружков в образовательном пространстве школ. Посещая научно-изобретательский кружок, дети получат возможность научиться самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино; видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью; выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике; принимать решения, сотрудничать и работать в команде; использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Инновационный проект соответствует критериям и показателям субъекта инновационной деятельности, интегрированности площадки в инновационную инфраструктуру региона в соответствии с мероприятиями государственных программ, направленных на модернизацию и инновационное развитие системы образования с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», участником которых является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и направлен на:

  • формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

  • создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

  • внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций;

  • новизна, инновационность предлагаемых решений и их преимущества перед существующими аналогами и традиционными подходами при реализации образовательной деятельности.

Преимуществом перед существующими аналогами и традиционными подходами при реализации образовательной деятельности является использование инновационного учебного-лабораторного ТРИЗ-комплекса как инновационного средства развития исследовательских компетенций и изобретательского мышления младших школьников. Для внедрения и апробации данной программы повышения квалификации требуется формирование у учителей начальных классов дополнительных компетенций, связанных с их готовностью к развитию исследовательских навыков, изобретательского мышления младших школьников средствами инновационного учебно-лабораторного ТРИЗ-комплекса.

Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории

Педагоги образовательных организаций города, республики и других регионов получат возможность:

  • развития профессиональных компетенций по использованию ТРИЗ технологий с применением инновационного учебно-лабораторного ТРИЗ-комплекса для развития исследовательских компетенций и изобретательского мышления младших школьников;

  • создания цифровой среды по использованию ТРИЗ-технологий в образовательном процессе;

  • создания профессионального сетевого сообщества для обмена опытом по реализации ТРИЗ-технологий с использованием инновационного учебно-лабораторного ТРИЗ-комплекса;

  • тиражирования опыта использования ТРИЗ-технологий в образовательном процессе через публикации, методические разработки, выступления на конференциях и методических семинарах.

Обучающиеся образовательных организаций получат возможность:

  • развития способности к исследованию окружающего мира;

  • развития способности к анализу и решению проблем на авторском уровне;

  • развития навыков творческого мышления на основе диалектических и системных представлений, базовых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация);

  • формирования опыта инновационно-исследовательской и изобретательской деятельности при работе с проблемой с помощью инновационного учебно-лабораторного ТРИЗ-комплекса ;

  • организации продуктивной деятельности на основе алгоритмических преобразований;

  • рефлексии преобразований на основе критериев: новизна, оригинальность, эффективность (польза), идеальность.

Образовательные организации получат апробированный опыт и возможность

  • внедрения системы знаний, умений, навыков по ТРИЗ-технологиях, приобретенной на курсах повышения квалификации;

  • открытия научно-изобретательских кружков с инновационным учебно-лабораторным ТРИЗ-комплексом на своих площадках;

  • развития исследовательских компетенций и изобретательского мышления своих учеников;

  • поддержки педагогической мастерской “ТРИЗ-технологии в начальной школе” (обмен опытом, публикации, участие в семинарах и конференциях);

  • участия в межрегиональных конкурсах и олимпиадах.

Способы апробации и распространения результатов инновационного образовательного проекта

  • внедрение инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям, направленного на развитие исследовательских компетенций и изобретательского мышления младших школьников, в образовательную среду на федеральном уровне;

  • разработка методических рекомендаций по организации курсов повышения квалификации педагогов образовательных организаций по указанной проблеме;

  • участие педагогов и студентов в международных и всероссийских конференциях, форумах по тематике инновационного проекта;

  • публикация материалов по результатам деятельности (статьи РИНЦ, ВАК);

  • публичная презентация результатов деятельности профессиональному сообществу (сайт, социальные сети), проведение мастер-классов, семинаров, конференций,

  • апробация системы учебных экспериментов исследовательского и изобретательского типа, участие младших школьников в конкурсах, проектах, олимпиадах.

Практическая значивость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта

Разработанная, апробированная и внедренная модель повышения квалификации педагогов по развитию изобретательского мышления младших школьников средствами инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в образовательном пространстве школ будет способствовать развитию профессиональных компетенций учителей начальных классов, а также будущих педагогов, связанных с развитием способности к анализу и решению проблем на авторском уровне; развитием навыков творческого мышления на основе диалектических и системных представлений, базовых мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование и конкретизация); формированием опыта инновационно-исследовательской и изобретательской деятельности при работе с проблемой; организацией продуктивной деятельности на основе алгоритмических преобразований; целенаправленной рефлексии преобразований на основе критериев (новизна, оригинальность, эффективность, идеальность), а также готовностью к планированию и проведению учебных занятий с использованием инновационного учебно-лабораторного комплекса на основе ТРИЗ-технологий с младшими школьниками в общем и дополнительном образовании. Разработка и внедрение методических рекомендаций по использованию ТРИЗ-технологий в начальной школе позволит развить исследовательские компетенции и изобретательское мышление младших школьников с целью обеспечения качества начального образования, развития их познавательного интереса, креативного мышления.

Ожидаемые внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта

  • повышение уровня развития профессиональной компетентности учителей начальных классов в системе общего и дополнительного образования;

  • повышение конкурентоспособности студентов – будущих учителей начальных классов;

  • внедрение современного лабораторного оборудования по использованию ТРИЗ-технологий в начальной школе;

  • рост уровня сформированности изобретательского мышления младших школьников, умений действовать в нестандартных ситуациях, находить и реализовывать творческие решения, научиться самостоятельно решать учебные проблемы, справляться с неопределенностью и сложностью; принимать решения, сотрудничать и работать в команде, использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

person imageРуководитель ФИП
Мальцева Елена Валентиновна
кандидат педагогических наук
доцент кафедры педагогики начального и общего образования

г. Йошкар-Ола



Последние объявления

Объявление от 11 июля о конкурсе ППС

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

11.07.2024

Объявление от 11 июля о выборах заведующих кафедрами

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» объявляет выборы на замещение должностей заведующих кафедрами

11.07.2024

Итоги Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле - 2024»

20 мая 2024 года на платформе Марийского государственного университета состоялась ежегодная Межрегиональная онлайн олимпиада «Науки о Земле».

05.06.2024



Календарь мероприятий

Отчеты
с прошедших
мероприятий

  • 5
    Наши на Сахалине!
  • 8
    Взаимодействие образовательных организаций с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и предприятиями
Все фотоотчеты